Богема (жизнь художника)

Jan 02, 2011 20:20

Есть у меня мастерская (на самом деле маленькая комнатка) на последнем этаже одного дома в Измайлово. Дом большой и мастерских там много, полсотни. Получается типа общежития художников (вот две записи об этом месте). Я там появляюсь раз в неделю, иные художники ещё реже, а кто-то живёт постоянно, да и мастерские там разные, есть куда больше моей комнаты. В общем, это непонятно как сохранившийся осколок советского союза (художников).
Небольшая зарисовка:
Я в очередной раз драил наждачной бумагой своих медведй и в очередной раз убеждался, что царапины всё остаются (до сих пор так и не отполировал). Около полуночи я оставил это занятие и пошёл чистить зубы перед сном. На обратном пути встречаю живописца Ольгу Плужникову-Орлову. Стоящую и курящую в недоумении перед электросчётчиками.
- У меня не работают розетки. Свет есть, а в розетках электричества нет. Ни чайника, ни плитки не включить.
- Оля, наверное автомат сработал, надо эти выключатели вверх перевести.
Ольга пытается их включить, но они не задерживаются и снова уходят вниз.
- А не может это быть от того, что я давно не плачу за электричество?
- Нет, не от этого.
Тут я замечаю маленькую кнопочку рядом с рычажками, нажимаю на неё и включаю автомат.
- А мы приехали с выставки, идёмте сейчас к Максиму. Это 29-я мастерская, идите, я сейчас приду, - говорит Оля.
Я после небольших колебаний направился к Максиму (видно, меня легко соблазнить).
У Максима Смиренномудренского большая мастерская, доставшаяся ему после смерти художника Давыдова - последнего из могикан, из тех, кто 50 лет назад въезжал в эти только что построенные мастерские. А у Максима здесь раньше была другая мастерская (к слову, когда-то бывшая мастерской Бориса Биргера), после Смиренномудренского в неё вселилась Лена Степура, но и Лена быстро переселилась в бОльшую мастерскую (после смерти другого ветерана), а в биргеровскую въехала Наташа.
Посреди 29 мастерской спали два человека - юноша в кресле и девушка рядом на полу на каких-то подстилках.
- Мы им предлагали нормальные места, но они захотели спать здесь. Устали...- объяснил Максим.
Линолеумный пол по всей его мастерской специально залит тёмной краской (художникам не нравится дешевый вид линолеума с рисунком "паркета", например у живописца Маши Суворовой линолеум просто заляпан краской вокруг мольберта. Машу, мою соседку, я что-то не встречаю последнее время, кажется, она заставила своими произведениями всё пространсво своей мастеркой и переехала работать на другой конец коридора, к подруге, тут их целый клан, выпускников "суриковки"). В Максимовой мастерской на стенах и подоконниках, на светильниках и даже на чайнике много декоративно наклееного разноцветного скотча, это его новый творческий метод - сочетать скотч с красками на полотнах. В одном углу плитка для готовки еды , в другом ноутбук плюс большой экран. Как и у многих тут - антресоли со спальным местом и поставленными, как книги на полке, торцом к стене, картинами. Ещё на стенах собранная коллекция бумажных предупреждений и объявлений, которые вывешивает комендант Юля (которая не просто комендант, а художник типа "гохуа" и согласилась комендантить, только если ей выделят мастерскую). Особо отпечатано реликтовое объявление (года, наверное, 2004) о том, что художник N устроил в очередной раз в своей мастерской пьянку с приведёнными им бомжами, залил нижних соседей и т.п. На этом объявлении, которое когда-то сварганила местная художественная общественность, рукой Максима приписано: "Памяти умершего N" (кстати, именно его мастерская и досталась потом Ольге Плужниковой-Орловой.
Появилась сама Ольга. Максим предложил:
- Коняк? Водка? Пиво? Вино?
Я предпочёл чай и ожидание пельменей, которые поставила варить жена Максима (к стыду своему, не запомнил её имени). Максим представил меня жене и рассказал, что сверчки живут в моей мастерской.
- Да? Вы знаете, в первый день нашего знакомства с Максимом, 1 апреля, он водил меня к двери вашей мастерской и мы слушали сверчков! - говорит жена Максима.
- И у меня жили сверчки... и мышки, - добавила Ольга Плужникова-Орлова.
Может Ольга не догадывается, что те сверчки, что жили у неё, просто сбежали от меня. На всякий случай я это не поясняю.
Жена Максима желает курить, но не может найти зажигалку. Обращается ко мне, у меня, конечно, нет. Нет и у Ольги (вернее есть, но далеко идти в её мастерскую). Тогда жена Максима прикуривает от раскалённой плитки. А Ольга через некоторое время - от её сигареты. Начинаются обсуждения.
- А вы не знаете, Масим, или мы на "ты", есть ли здесь свободные мастерские, которые можно снять? У меня так тесно, а на картины, что я выставила в коридор, комендант всегда вешает бумажки "Убрать!", а я их перевешиваю на стоящие подрамники Маши Суворовой.
- А я - на список должников, что комендант вывесила на двери, - говорит Смиренномудренский.
- Если найти ещё мастерские, то можно приглашать художников из других стран, а потом ездить к ним, в их мастерские.
- Куда-нибудь в Бразилию, - предлагает Максим.
- У меня только знакомые художники из Франции, Германии, Италии - говорит Ольга - Да, ещё из Норвегии есть. А вообще, откуда эти мастерские? От МОСХа (так по-старинке многие именуют МСХ), от Международной конфедерации, от Дробицкого?
Все сходятся во мнении, что, конечно, от МСХа и обсуждают у каких ещё союзов есть мастерские.
Максим сказал:
- С нового года ЦХО распускают и художники сами будут все договоры заключать (не знаю, я через неделю был на Старосадском и этот ЦХО не собирался отмирать, только работать они решили на один день меньше, но на час в другие дни больше и вообще, эти друзья, ведущие хозяйственную деятельность, похоже умрут последними, когда художников, которым по силам им платить, не останется) . Так что надо ставить счётчики на воду и отопление и всё брать в свои руки.
- Да, провести трубы, чтоб вода была в мастерских, - подхватила Ольга.
Сварились пельмени, мы стали их потихоньку поедать.
Максим рассказал, что нижние соседи постоянно пытаются навредить ему, жалуясь на шум. Уж и в МОСХ писали и в милицию.
- А я только один раз нижних жильцов видела, когда приходила женщина и просила меня не ходить в туфлях на каблуках. У неё они над головой стучат. Вообще надо выкупить весь 8 этаж, чтоб этой проблемы не было - отвечала Ольга.
- Да, надо художникам становится хозяевами. Коменданта сократить.
- Тем более у неё мастерская большая.
- Тут же был великий общественник - художник Козлов, - вставил я.
- Да он что-то отшёл от дел, видно единственную картину свою решил дописать - говорит Максим Смиренномудренский.
- Я согласилась на эту мастерскую, потому что она была похожа на парижскую - мансарда, высокие потолки, а сейчас после ремонта места совсем мало стало. И интернета нет.
- Да, мне они интернет провели, а потом Венера (жена художника Феди Рабичева) на них накинулась, и они сказали, что больше сюда интернет не проведут, у них разрешение только в квартиры проводить, - пояснил Максим.
- Венера, это та, что в халате ходит? Она кричала на меня, когда я в туалет ночью пошла. А что нельзя в туалет ходить? Она моет всё, но это не значит, что можно на других нападать.
Действительно, Венера крайне недовольная особа. Сколько ни встречал её - ни разу не поздоровалась и глядит всегда мимо тебя. Раз видел, как она шла после утреннего туалета со своим сиденьем (детским!) для унитаза. Они с Федей тут в мастерских и живут. Федя вполне контактен и даже два раза приглашал на свои выставки, а я один раз перепутал дату открытия, а в другой не сподобился собраться.
- Венера уехала и её больше не будет. Летом она мне звонила и говорила, что я ей должен 15 тысяч потому что когда приехал со свадьбы, то схватил её, поднял и уронил, а она сломала ребро и ей пришлось покупать специальный корсет. Потом её папа звонил, говорил, что он полковник КГБ и меня везде достанет, он умеет сквозь стены проходить.
- А ты действительно её поднимал и ронял?
- А я не помню.
- Получается, ты приехал с собственной свадьбы, а на руки взял не свою невесту, а Венеру, да ещё и уронил.
- Почему у нас здесь нет кафе? Я так люблю кафе... Я можно сказать полжизни в кафе провела. В Париже во всех кафе была, куда меня пускали...Вообще, я хотела бы быть официанткой, или иметь своё кафе, - размечталась Ольга Плужникова-Орлова - Где можно открыть кафе?
- Три года назад мы с другими художниками снимали в центре, в Хохловском переулке, дветысячиметровый первый этаж древнего здания за полторы тысячи долларов. А теперь там сдают помещения по 150 тысяч рублей/месяц. - сказал Максим.
- Да. дорого, но это центр. Впрочем, а кто сюда, в Измайлово, поедет в кафе?
Тут пельмени кончились и жена Максима пошла (полезла на антресоль) спать. А Максим настроил свой интернет и стал смотреть сайт галереи "На Вспольном". Там идёт выставка, которую Максим организовал, где участвует и он и Оля и спящие люди. Собственно сегодня вечером они оттуда и приехали.
Решили сидеть с кафе, которое есть по дороге от метро (я правда, не понял о каком кафе идёт речь). А для развития жизни в мастерских придумали проводить выставки прямо здесь.
- Вот Катя Раевская развесила у себя в коридоре, но правда это далеко от нас.
- А что, у меня хватит картин завесить весь коридор, - заявил Максим - только кто ещё? Маша Суворова, Ольга, ты готов?
- Да, у меня всё висит, сверчков подращу, коня (гимнастического) выдвину, и готов антураж - ответил я.
- А как здесь телефон городской провести?- спросила Ольга - Я знаю, что раньше в моей мастерской был телефон.
- А зачем сейчас городской телефон? Все мобильными пользуются, - удивился Максим.
- Нет, городской удобнее и интернет по нему можно провести. И вообще от мобильных излучение идёт. Я даже не знаю, эта мастерская без кафе, без интрнета, тесная, нет никакого настроения... На Вавилова мастерские рядом с моим домом, но там такие страшные туалеты...Можно я проверю почту?
Ольга Плужникова-Орлова долго набирает свой логин в яндексе.
На этом день и заканчивается. Расходимся по мастерским.

Хроники жизни, художники, Мастерские, 9-Парковая, Хроника жизни, Художники, мастерские, живописцы

Previous post Next post
Up