О борьбе с коррупцией в России всегда говорили и говорят очень много. Первые лица государства выступают с новыми инициативами, принимаются законы, создаются все новые антикоррупционные учреждения. Однако воз и ныне там - наша страна в мировых рейтингах противодействия коррупции болтается в самом «подвале», вместе с наиболее отсталыми государствами Азии и Африки.
И есть одна странная деталь: во всем потоке спускаемых сверху предложений и нововведений до последнего времени отсутствовала такая, казалось бы, очевидная и необходимая норма, как контроль над расходами чиновников. А ведь это очень простой и эффективный способ ударить по рукам мздоимцам - задекларируйте, господа, не только свои доходы, но и расходы, объясните общественности, сколько вы тратите денег, насколько суммы затрат соответствуют суммам ваших доходов.
читать целиком
Ничего нового и революционного в этой процедуре нет, ее регулярно проходят госслужащие многих стран, подписавших Конвенцию ООН против коррупции. В статье 20 этой конвенции дается определение понятию «незаконное обогащение»: «при условии соблюдения Конституции и основополагающих принципов своей правовой системы каждое государство-участник рассматривает возможность принятия таких законодательных и других мер, какие могут потребоваться, с тем, чтобы признать в качестве уголовно наказуемого деяния незаконное обогащение, то есть значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать».
Государства, подписавшие конвенцию и признавшие тем самым незаконное обогащение преступным деянием, обязывают чиновника и его родственников декларировать все свои крупные приобретения и доказывать законность происхождения затрачиваемых сумм.
Государственная Дума единогласно ратифицировала данную конвенцию еще в 2006 году, третьей среди парламентов стран «Большой восьмерки». При этом под ратификацию попали и многочисленные оговорки, в том и числе и такие, которые фактически заблокировали применение статьи 20 в России и введение в наше законодательство института «незаконного обогащения».
В защиту депутатов надо напомнить, что в силу существующей в нашей стране практики они не вправе вносить свои поправки при рассмотрении законов о ратификации международных договоров. Парламентарии могут лишь проголосовать «за» или «против». Так что итог голосования был предрешен - ведь конвенция в целом абсолютно бесспорна.
И вот, после паузы в несколько лет, тема вновь ожила. Как-то неожиданно «на арене» политических противостояний и интриг возник вопрос о необходимости декларирования чиновниками расходов и введении уголовной ответственности за незаконное обогащение.
Началось все 4 марта, с выступления премьер-министра Владимира Путина в Брянске перед активом «Единой России». Премьер в числе прочего высказал следующее соображение: «Нам нужны порядочные, профессиональные, эффективные люди. Много и правильно у нас говорится о чистоте рядов, о борьбе с коррупцией. Чтобы человек, приходящий во власть, был прозрачен… Есть идея предъявлять не только доходы, но и расходы».
Даже это скупое высказывание вызвало бурное одобрение экспертов по борьбе с коррупцией. Но при знакомстве с текстом выступления становилось понятно, что Путин имеет в виду лишь депутатов.
18 марта
«Независимая газета» под заголовком «Единая Россия» не готова к полной прозрачности» публикует мнение главы исполкома «Единой России» Андрея Воробьева. Он полагает декларирование расходов политиков несвоевременным и прогнозирует принятие «ЕР» позиции о том, что декларирование должно носить не обязательный, а добровольный характер.
28 марта та же «Независимая газета» публикует статью эксперта по вопросам коррупции партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Дмитрия
Горовцова «Оговорки или блокировки?», из которой можно сделать вывод, что именно единороссы шестой год блокируют принятие норм Конвенции ООН по борьбе с коррупцией.
Этой публикации предшествует неожиданное - и явно выходящее за пределы его компетенции - разъяснение в той же газете пресс-секретаря премьера Дмитрия Пескова. Он вдруг «дополняет» своего шефа и объявляет, что в Брянске Путин имел в виду не только депутатов, но и госчиновников.
31 марта Дмитрий Горовцов вновь выступает по теме Конвенции ООН (
«Откуда у бабульки с пенсией в шесть тысяч рублей особняк на Рублевке?») на сайте «Особая буква».
2 апреля состоялась встреча лидеров СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ Сергея Миронова и Николая Левичева с Владимиром Путиным. В ходе этой встречи они прямо заявили о необходимости введения декларирования расходов чиновниками.
3 апреля Интерфакс сообщает, что в Кремле с недоумением восприняли предложение спикера Совета Федерации Миронова относительно презумпции невиновности в отношении чиновников. «Вызывает удивление, что глава верхней палаты предлагает меры, заведомо противоречащие 49-й статье Конституции», - сказал в воскресенье журналистам «высокопоставленный кремлевский источник». С нашей точки зрения, удивительно другое: у нас даже в Кремле, оказывается, есть анонимные и «высокопоставленные» кроты-источники, очевидно, завербованные Интерфаксом и вещающие от лица всего президентского аппарата.
4 апреля появляются комментарии единороссов Андрея Макарова и Андрея Воробьева на сайте «ЕР» и в газете «Твой день» (считается, что эта газета работает под покровительством Владислава Суркова). Миронова называют «мелким политиканом» и обвиняют в посягательстве на статью 49 Конституции РФ, из которой якобы следует «презумпция невиновности чиновников». Читателей газеты уведомляют, что Миронов, оказывается, предлагает «безжалостно (?) отбирать все имущество у уличенных во взяточничестве чиновников и их родственников».
5 апреля Путин принимает неожиданное решение, вопреки буйным речам неведомых источников из Кремля и вышеуказанных яйцеголовых из «Единой России». Объявлено о поручении главы правительства вице-премьеру Вячеславу Володину о необходимости разработки закона, согласно которому чиновники будут обязаны декларировать расходы. Некоторые обозреватели при этом полагают, что это всего лишь пиар-ход Путина, так как в поручении даже приблизительно не обозначены сроки его исполнения. Тем не менее по всем СМИ начался полный «одобрямс» и восторг со стороны «Единой России» - вдруг выясняется, что они только и мечтали о таком законе.
В заключение позволим себе некоторые предположительные выводы.
Миронов и Левичев подняли тему популярных в обществе радикальных антикоррупционных мер, используя при этом и разумную находку своего эксперта.
«Единая Россия», совершенно не понимая общественных настроений, бездумно подвергла инициативу своих политических соперников критике, да еще и в абсолютно недопустимой с точки зрения этики форме. При этом ничего не противопоставив в ответ, кроме ссылок на свои сомнительные толкования российской Конституции.
Но Путин в отличие от первых лиц возглавляемой им партии понимает, что инициатива контроля над расходами чиновничества уже вброшена в информационное поле и у подавляющего большинства общества наверняка найдет полную поддержку. Рисковать своим авторитетом в угоду олигархии и чиновничеству премьер сегодня не может. Отсюда проявленная им «мудрость» и поддержка мироновской инициативы.
При этом путинские поручения Володину совершенно не означают, что новые антикоррупционные нормы будут приняты и начнут работать: всегда есть опасность умышленной волокиты под различными предлогами.
Как бы то ни было, акцию Миронова и Левичева в целом следует признать более чем удачной и для них лично, и для СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ - обществу продемонстрировано, что и партия, и фракция готовы вести борьбу с коррупцией не на словах, а создавая необходимую законодательную базу…
Труднее всего оценить позицию Президента Дмитрия Медведева. Возможно, поддерживать эту инициативу, направленную против чиновной части российской элиты, он не хочет. Ну а встать на защиту чиновничества, да еще при этом выступить против международных конвенций - просто невозможно. Судя по всему, именно поэтому Президент пока и молчит, хотя борьба с коррупцией считается «его темой».
Источник