Вы когда-нибудь спали в палатке пусть даже на небольшом склоне? У меня снова такое ощущение, что проблема, которую я сейчас опишу, имеется только у меня, что еще больше раззадоривает мое желание завыть «по секрету всему свету». У меня спальник и надувной коврик украинской фирмы Терра Инкогнита, с внешним, типа крутым и классным, полиэстеровским покрытием. Проблема в том, что когда эти две, извините, «треклятые херни» встречаются друг с другом, сила трения куда-то исчезает и включается скольжение, которое, даже на небольшом склоне, неизбежно ведет к подтягиванию себя вверх каждые десять минут и матюканию сквозь сон. В итоге ночь становится ужасной, а утро таким долгожданным… И на все вопросы коллег, которые, кстати, не побрезговали купить китайские спальники, о том «как спалось?», ты трешь глаза и отвечаешь сквозь зубы фразой из фильма: «Скользкие убл*дки»! Итак, день пятый!
1. "Трое в палатке, не считая штатива": я - автор сих опусов Елена Кошель, и мои коллеги-фотографы Игорь Мелика и Валерий Вареник на фоне г. Ушба (4800 м):
Солнце, тепло, травка, сохнущие кроссовки, горный ручеек, девчонки, наконец-то помывшие голову, вылитая порция мюслей в кусты… Я сижу у собранного рюкзака, растопырив пальцы солнышку на натертых до «детского состояния» ногах, и наблюдаю за копошащимся утренним лагерем. Сегодня хороший, спокойный день: боль в мышцах потихоньку спадает, ноги начали потихоньку ощущать горизонталь, дорога стала появляться все чаще, а солнышко - пригревать все сильней. Сегодня мы прошли красивейший перевал Цвали с видом на ледник Лайла и одну из самых красивых гор Кавказа - г. Тетнульди (4858 м). Как сказал нам проводник, особенно смотря на меня: «Сегодня будет хорошо, этот гора - мой любовник»! И сегодня ситуация поменялась в другую сторону - стало скучно и однообразно идти по нескончаемой, петляющей, дороге, окутанной высокими кавказскими лесами. В итоге, народ начал даже изучать грузинский язык, начав с простых фраз, типа «ра» (что), «ара» (нет), «чкара» (быстро), «какого хера»… упс, извините, сорвалось… Из наболевшего… J
В итоге день был проеден в механическом шагании и раздумьях… Климат Грузинского Кавказа похож на суб-тропический, что дает более чем благоприятные условия для развития местной флоры. Если у нас даже на вершинах в 1800 м не растут даже «хладнокровные» азалии, и дуют промозглые ветра, то в Сванетии на высоте 2000 метров вовсю встречаются различные виды деревьев и заросли рододендрона, под которыми можно найти миниатюрную землянику. Кое-где пробивается черника, но ягод я так и не увидела, видимо, не те места. Кстати, в отличие от «дикой» флоры, выращивание домашних культур на высоте 1500 метров практически невозможно. Огороды, которые мы проходили, поражают своей однообразностью, а почва - каменистостью. В более низких регионах Сваны выращивают картошку, фасоль, кукурузу, кабачки, зелень, огурцы, из фруктовых - яблоки и груши. Томаты и виноград там не вызревают. Селениям, находящимся выше (Ушгули, например), приходится покупать даже зелень, у них, кроме вездесущей картошки, ничего не растет… Благо, с появлением туризма в Сванетии ушгулийцы могут лакомиться даже персиками, втридорога, правда …
Улочки сванской деревни Ели:
Ночевали мы на склоне г. Зурульди (2300 м), которая в ту ночь отделяла нас от центра Сванетии - Местии. На противоположном склоне горы находится первый пока что в Сванетии подъемник, который начинается на высоте 1800 м (из Местии ехать минут 10) и заканчивается 2347 м (вершина г. Зурульди), с протяженностью в почти 1500 м. Работает подъемник круглый год и подняться туда действительно стоит - это как рубикон, который открывает тебе взор на все, что было спрятано доселе.
Со склона, на котором мы ночевали была видна вторая сванская деревня (после Латали), которую мы увидели на своем пути - Иели (на картах Ieli). Деревня, состоящая из 15 домов и пяти машин на всю общину, является ярким образчиком бедности и тяжести жизни сванских горцев. Находится она на высоте 1800 м. Семья, с которой мы познакомились из-за необходимости зарядить аккумуляторы, с радостью позвала нас в гости, угостила вкусным горным чаем и с удовольствием поведала о своей нелегкой жизни в горах. Нино и Олег Самсиани не работают, разводят кур и кроликов, и получают от государства 120 лари (600 грн) за то, что имеют троих детей (говорят, на этом они останавливаться не собираются, так как средняя семья в Сванетии насчитывает от 7 до 10 отпрысков). Из этих 120 лари 55 лари уходит на покупку мешка муки на месяц (лепешки они пекут раз в два дня), подсолнечного масла, сахара, соли и туалетных принадлежностей. За этим всем хозяйством ехать надо в Местию, дорога в которую в чужой машине обойдется им в 40 лари, поэтому своя машина в семье очень ценится, а рухлядь берегут и ремонтируют. Любимым блюдом сванов являются кубдари - лепешки с кусками мяса, два раза в неделю хозяйка печет детям мучные вкусности, типа печенья, а сыр сулугуни разной выдержки у них считается обычной каждодневной едой. Может потому сванские дети выглядят такими здоровыми, хозяйки - упитанными, а мужья - крепкими?
Вид на сванскую деревню и огороженные заборами огороды:
В доме, куда наши новоявленные сванские друзья пригласили в гости, удивил необычный тандем - железная сванская печь посредине комнаты, а в углу новенький компьютер с модемом и интернетом. Нам даже предложили написать близким имейл, что привело нас в состояние легкого культурного шока… J Новенькая школа, в которой каждый день учат английский и дважды в день русский, с металлопластиковыми окнами в сочетании с бродящими рядом коровами и свиньями смотрится по-наивному странно, как жалкие потуги грузинского правительства поднять уровень жизни сванского села. Кстати, медицинская помощь, вода и электричество для сванов бесплатны, а наличие интернета и спутниковой связи, а главное - целительный горный воздух значительно облегчает жизнь местным горцам и заставляет грузинов ехать сюда из центральных регионов страны.
Отгоняя коров от своих палаток, мы укладываемся спать, а вам очередная порция фото-рассказа:
Вид на ледник Лайла с перевала Цвали. Лайла в переводе со сванского - Огненная Гора, так как, говорят, что она притягивает к себе молнии из-за повышенного содержания железа в породе:
Вид на ледник Лайла с перевала Цвали:
Вид на Ушбу:
Кавказ - это складчатые горы, состоящие в основном из гранита, который и является основным строительным материалом сванов:
Вид на г. Тетнулди (4800 м), на среднем плане деревня Ели, за нею - деревня Цвирми:
Как мы сванам машину из огорода вывозить помогали:
Взгляд назад - ледник Лайла:
2. Лагерь на склоне г. Зурульди (2300 м), внизу - деревня Иели (1800 м):
3. Грозовые тучи над деревней Иели:
Нино и Олег Самсиани - оба из центральной Грузии, но приехали в горы по причине проблем с сердцем у Олега, через год думают обратно к центру - уж слишком тут тяжело работать на земле: