Мы нарисовали объемный рисунок! Мелом, на асфальте. Такие картины не редкость: есть и признанные мэтры, как
Джулиан Бивер, и молодые художники, как
philippenzo. Первый блин, традиционно, комом, но начало положено достаточно уверенно. А большая разница в том, что я расскажу не только о результате, но и о процессе. Как бы отчет о лабораторной работе, с рассказом о теории и практике рисунков мелом на асфальте.
Цель
проверить правильность предположений, собрать команду, украсить площадку в парке, повеселить себя и окружающих.
приборы
Линейка для проведения прямых линий. Можно использовать веревку подходящей длины, лазерный нивелир. При рисовании ночью можно использовать фонарик, закрепленный на штативе или неподвижном помощнике, и стержень, который отбрасывает длинную ровную тень (например, один из тонких мелков, который согласен стоять вертикально). В солнечный день лазерного луча не видно, но можно взять зеркало и строить прямые по солнечному зайчику.
Материалы
Можно найти любую комбинацию поверхности и красителя. Рисуют граблями по песку, струйкой по снегу... Для наших целей хорошо подойдет ровный асфальтовый, бетонный или плиточный тротуар. Чем ровней поверхность, тем лучше: меньше расход материала и качественней рисунок.
По зернистому асфальту хорошо рисовать мелом для тротуара, но подойдут и школьные мелки. Разница в размерах брусков: для асфальта они больше. Обратите внимание на цветовую гамму: если в палитре 3 ядовитых цвета, разговор о фотореалистичности не имеет смысла. Потом еще вернемся к этому вопросу.
Толстые бруски мела хорошо вымочить в воде с сахаром примерно за сутки до рисования. Так след от них будет ярче и более стойкий, не боится дождя, ветра и детишек. Единственный недостаток - быстро расходуются. Если рисование отложилось - не беда, их можно в воде же и хранить. Только когда оно скиснет через недельку-другую, и туда нападают мухи, у мелков появится запашок. Не фатально, но трогать руками не хочется. Подсмотрено
тут.
Если поверхность достаточно гладкая, например, бетон, или тротуарная плитка, можно использовать пастель или восковые карандаши: у них выбор цвета пошире.
Краткие теоретические сведения
Для создания иллюзии объема, будем производить перспективные искажения.
Глава о рисовании перспективы есть практически в любом учебнике по рисованию. Говорится там примерно следующее: «Сначала выбираем линию горизонта на уровне нашего взгляда, потом рисуем точку, в которой исчезли бы прямые рельсы, идущие от нас. Плоскости, на которые мы смотрим прямо, рисуются без искажений. Продолжения линий, которые в сцене параллельны нашему взгляду, должны пересечься в точке исчезновения». Эта процедура рассчитана на то, что картинка висит вертикально на уровне глаз, а взгляд зрителя направлен на нее горизонтально.
У нас способ рисования похож, с тем лишь различием, что рисунок лежит на горизонтальной плоскости.В простейшем случае мы должны нарисовать одноточечную перспективу с точкой схождения под зрителем. Это означает, что горизонтальные элементы сцены рисуются без искажений, а вертикальные должны сходиться в одной точке. При этом наблюдатель, став над точкой схождения, увидит горизонтальные элементы искаженными натуральной перспективой, а вертикальные линии - как бы параллельными.
Отдельным постом коснусь и построений.
Ход работы
Сюжет и эскиз
Начнем с выбора сюжета и рисования эскиза. Рельсы, тоннель, паровоз, домик - железнодорожная романтика, довольно просто, и в то же время, эффектно.
![](http://lh4.ggpht.com/_b0Xj5EymFSM/SmphM0-2EGI/AAAAAAAAB9c/GmK6cVZIyqc/s288/IMG%208834.jpg)
Эскиз служит одновременно двум целям. Во-первых, выявить и пройти все трудности и неоднозначности сцены, получить полное представление о последовательности рисования, пропорциях и расположении объектов. Во-вторых, это основа взаимодействия в команде.
Команда
Команда рисует быстрей, чем художник-индивидуал. Не обязательно собирать большую команду до начала проекта: праздные прохожие дружелюбны, с удовольствием включаются в проект, и жаждут следующих свершений.
Люди сами по себе довольно пассивны, поэтому желательно всегда иметь несколько задач наготове для желающих поучаствовать. Эти задачи нужно объяснять как можно проще, показывать примеры. Желающим можно комментировать свою работу: разметку вспомогательных линий, геометрические построения и устройство объектов.
В то же время, нужно быть готовым к тому, что работа будет не окончена, или сделана не так. Время от времени нужно следить за выполнением, и мякго вмешиваться, если что-то пошло не так, или возникли затруднения.
Крупным объектам можно назначить «пиэмов».
Рисунок
Начинать рисунок следует с общих контуров, чтобы всем участникам было от чего отталкиваться при рисовании конкретных фрагментов, и никому не было скучно и нечего делать.
Первый день
Как бы, с чего начать? Определились с местом, шириной колеи, разметили рельсы и арку. Группа желающих принялась арку разрисовывать. Также удалось нарисовать ближнюю рельсу и колеса.
Click to view
Тут нас и застали внезапно сгустившиеся сумерки.
Второй день
Оказалось, за сутки неведомая сила чуть смазала рисунок, некоторые фрагменты почти исчезли.
![](http://lh6.ggpht.com/_b0Xj5EymFSM/SmphMJg3TUI/AAAAAAAAB9Q/mwVTT1mvzdg/s288/IMG%208772.jpg)
В ожидании остальных участников, я мокрым ароматным скисшим мелом навел «цемент» арки, рельсу и штангу у паровоза.
![](http://lh4.ggpht.com/_b0Xj5EymFSM/SmpvglWPDeI/AAAAAAAACBI/a4ILvDf6C14/s288/IMG%208773.jpg)
Пришел Зевс и работа закипела. Нарисовались Бочик, Гоша, и вот постепенно начала собираться группа энтузиастов. Фотографировать стало некогда.
![](http://lh4.ggpht.com/_b0Xj5EymFSM/SmpsksvDlHI/AAAAAAAAB-I/CIhjNJX847k/s288/IMG%202093.jpg)
Какой-то часок спустя и рисунок стал заметней, и сюжет начал вырисовываться, и команда разрослась, что, конечно же, стало привлекать и удерживать еще больше людей!
![](http://lh5.ggpht.com/_b0Xj5EymFSM/SmphNrWAN0I/AAAAAAAAB9k/huZlreB34Eg/s288/IMG%202228.jpg)
Под конец рисовать в темноте всем надоело, а расходиться еще не хотелось. Стали дурачиться: вспомнили и Анну Каренину, и поезд-призрак из зАда...
![](http://lh6.ggpht.com/_b0Xj5EymFSM/SmphOpLxcyI/AAAAAAAAB9s/Y0NyAFG1WRE/s288/IMG%202271.jpg)
После полуночи пошел легкий дождик. Вопреки опасениям, рисунок после него стал только лучше: сгладились резкие линии штриховки, меловая пыль закрепилась в неровностях асфальта, вспомогательные линии перестали так сильно выделяться.
Третий день, результат
В среду я не смог продолжить: было заседание клуба. В четверг же ставшая привычной огромная группа энтузиастов не пришла. Они думали, игра окончена! Ну да ладно, там всего-то надо было пару мелочей дорисовать: название станции, черепичную крышу, уголь...
Справились с двумя Анями, умело лавируя между играющих детишек :-)
![](http://lh6.ggpht.com/_b0Xj5EymFSM/SmphPJITbHI/AAAAAAAAB90/TwHEk2pjJnw/s400/steam-engine.jpg)
Выводы
Рисунок получился наивным, детским. Фотореалистичные работы требуют соответствующие материалы и опыт рисования полутонов. Если палитра ограничена, может, стоит обойтись одним цветом? Монохроматические рисунки воспринимаются как «более серьезные».
Грамотные люди на местах привносят свои идеи и детали, насыщая рисунок и делая его интересней. Штриховка и закрашивание - задачи, с которыми при желании после короткого инструктажа справится даже человек, у которого в школе была единица по рисованию и черчению.
Легкий ночной дождик закрепляет меловый рисунок, делая его неуязвимым для проявлений природных, муниципальных и детских сил. Можно попробовать рисовать по мокрому тротуару, после работы увлажнять рисунок пульверизатором.
Эскизу нужно уделять достаточно внимания, не оставлять размытых мест и неясностей. Для команды можно сделать несколько копий.
Мнимые объекты получаются ниже, чем кажется при составлении эскиза. Нужно поэкспериментировать с проекциями. Всего лишь растянув фотографию в 2 раза по вертикали, можно здорово улучшить общее впечатление:
![](http://lh5.ggpht.com/_b0Xj5EymFSM/SmphPbe5wdI/AAAAAAAAB94/JzVK2g-RyJo/s400/steam-engine-stretch.jpg)
Паровоз стал жить своей жизнью, будучи еще не завершенным. Идея поезда так вдохновила гуляющих детишек, что парк наполнился звукоподражаниями «чух-чух-чух» и «ту-ту!». Они пытались ехать по рельсам, исследовали, радовались.
![](http://lh4.ggpht.com/_b0Xj5EymFSM/SmphMihzFuI/AAAAAAAAB9Y/B2mVDFWHIts/s288/IMG%208824.jpg)
![](http://lh3.ggpht.com/_b0Xj5EymFSM/SmphNxsxNFI/AAAAAAAAB9o/Rg6B4qZZ7k8/s288/IMG%208826.jpg)
![](http://lh4.ggpht.com/_b0Xj5EymFSM/SmphOup7_9I/AAAAAAAAB9w/cRP0brTDvLk/s288/IMG%208827.jpg)
P.S. Все фотографии
тут. Если кто узнал себя, отметьтесь в комментариях. Если участвовали, но на фотографиях не нашли себя - есть повод нарисовать еще что-то не избегая фотографов!
P.P.S. Егор репортинг: в субботу ливень смыл-таки произведение искусства.
![](http://lh5.ggpht.com/_b0Xj5EymFSM/Smtcc4OaPKI/AAAAAAAACBM/TibXD6eNBBY/s288/3.jpg)
Площадка свободна! Что на очереди?
Чтобы стать популярным художником по асфальту, нужно иметь талант, знания, яркие идеи, и сильно постараться над рисунками.
Чтобы получить удовольствие от рисования, нужны лишь немного времени, пара друзей и коробка мелков ;-)