As It Began... Queen, 1970-е годы

Oct 04, 2017 20:34

мой очередной музыкальный пост в бритиш синема

Originally posted by catus at As It Began... Queen, 1970-е годы
Первая среда месяца, а значит, ваш диджей снова здесь. Давайте послушаем прекрасное - чтоб зарядиться этим светом перед долгой зимой.




Недавно у нас в городе был осенний фестиваль, и мы, совершенно неожиданно, оказались среди толпы, поющей «Богемскую рапсодию». Это было столь сильным и мощным переживанием, что я, вспомнив юношеские годы, полезла искать квиновские песни. Я их ужасно долго не переслушивала, не считая, конечно, Greatest Hits, которые всегда таскаю с собой, сначала в виде кассеты, потом диска, потом файлов. И почти сразу ютюб явил прекрасное - официальный канал группы, на который эти добрые люди выложили ВСЕ их клипы. Начала смотреть - и пропала.

image Click to view





В свое время я их творчество неплохо изучила - были привезенные еще из заграницы кассеты, была пластинка их хитов, выпущенная «Мелодией» - но видео в то время было редкостью, и хотя после смерти Фредди Меркьюри по телеку крутили их клипы, их все же было очень и очень немного. Потом стали возникать записи разных концертов - Уэмбли, Рио, Будапешт - кто фанател, тот, конечно, их знает. Но чего не было совершенно - это видеозаписей 70-х годов, и сейчас, припав к этому источнику радости, я стала смотреть именно концерты и клипы того времени.

image Click to view



Обычно, когда слушаешь любимых музыкантов в начале пути, то видны шероховатости, неполная сыгранность, нащупывание стиля. Но Queen и тогда были невероятно круты - многие считают 70-е более продуктивным периодом, чем последующее десятилетие - и я очень понимаю сантимент такого рода. Потому что они совсем другие - все равно узнаваемые, но очень сильно отличающиеся от середины 80-х годов.

image Click to view



В ранних Квинах гораздо больше театральности, гибкости, андрогинности, и понятно, что все это идет из традиции музыкального театра (а прежде всего - кабаре).
Их ранние песни - это мини-спектакли, мини-рок-оперы, где Фредди исполняет сразу несколько ролей, как, например, в песне “Liar” - он тут и обвиняемый, и обвинитель - безжалостный голос, мгновенно сменяющийся душераздирающей исповедью. А скорее всего, этот диалог проигрывается в душе человека, где любая мысль обесценивается и ставится под сомнение внутренними демонами.

image Click to view



И еще просматривается связь с началом 20 века - изысканность, утонченность, прекрасные дамы (как в серьезном, так и в пародийном ключе). Например, безумно красивая и как-то незаслуженно забытая “White Queen” с их второго альбома, очень напоминающая блоковскую «Незнакомку». Если честно, для меня это сильнейшее музыкальное впечатление за последнее время - в особенности, инструментальный дуэт гитары и фортепиано в середине песни.

image Click to view



Или вот нежнейший романс, очень личный и эмоциональный. Это - премьера песни из концерта 1976 года: «она особенная... вы должны ее послушать». Эта запись уникальна еще и тем, что некоторые части поются фальцетом - то, что обычно не практиковалось на концертах. И звучит это совершенно естественно, в ритме дыхания.

image Click to view



А еще они все - все четверо - мастера, музыканты высочайшего класса. Все они писали песни, все привносили свой вклад в общий саунд Queen. Сколько слов можно сказать про филигранность игры Брайана Мэя, как его гитара звучит то как лютня или арфа, то агрессивно и хардроково, то ликующе взрывается, и вся песня как будто озаряется солнечным светом.

image Click to view



Или неистовый ударник Роджер Тейлор, по сценическому темпераменту, как мне кажется, ближе всего приближающийся к Фредди Меркьюри. Обладатель самого высокого голоса, неотъемлемой части их многоголосия. Или Джон Дикон, чьими басовыми партиями я всегда заслушиваюсь, особенно в этой неожиданно джазовой вещице.

image Click to view



Я все никак не скажу ничего о самом Фредди, потому что о нем говорить очень сложно, не прибегая на каждом шагу к превосходным степеням. Но если ограничиться только разговорами о 70-х, то вот на что обращаешь внимание: его актерская игра, театрализованность настолько сильна, что перерождается в необыкновенную искренность. Фриковость становится честностью, проникающей в душу каждому слушателю. «На концертах Фредди, - говорил Брайан, - даже в самом последнем ряду зритель ощущал связь с ним». Это чувствуется и сейчас, спустя много лет, по ту сторону экрана. «Это наш последний концерт в текущих гастролях, - говорит он, обращаясь к публике. - Ничего страшного, мы тут всегда будем. Не волнуйтесь, милые мои».

image Click to view



После этого концерта 1979 года все сильно изменится, начнутся эксперименты с диско, фанком, будут сниматься все более и более интересные клипы - а эпоха полутонов, в которой невинность сочеталась с порочностью, уйдет в прошлое. От этого периода, от этих видео веет какой-то беспечностью и безнаказанностью, когда все можно и все позволено. Дальше тоже будут и свобода, и сила, и мощь - но это уже совсем другая история.

image Click to view



Напоследок хочу рассказать, что недавно увидела где-то в фб ссылку на исследование, согласно которому самая счастливая песня на свете - это Don’t Stop Me Know. Наука не обманет, а уж для меня она всегда была воплощением безудержной радости. Так что желаю всем прекрасной осени и много-много хорошей музыки.

image Click to view



P.S. На канале опубликован замечательный фильм о Рапсодии, в котором Брайан очень подробно рассказывает, как она записывалась. К сожалению, не нашла русской версии - поэтому привожу эту, рекомендую изо всех сил.

image Click to view

музыка, мое

Previous post Next post
Up