Недавно на одном из русскоязычных канадских сайтов обсуждался вопрос об эвтаназии, разрешенной недавно в Канаде. Я, к моему глубокому сожалению, недавно оказалась ознакомлена с этим процессом, вернее, с подготовкой к нему.
Моя давняя подруга оказалась перед тяжелым выбором: мучиться в течение одного-двух месяцев и умереть в мучениях или обратиться к эвтаназии. Она выбрала второе. Жила она одна, сын семьей жил и работал в Америке, здесь у нее был брат, внук-студент и племянница. Само по себе оформление процесса очень непростое как с медицинской, так и с юридической точки зрения. Мне, например, пришлось быть одним из свидетелей, подписывающих заявление, что такое решение она приняла добровольно без постороннего давления. При этом ее родные даже не имели права даже присутствовать при подписании. И еще я поразилась выдержке, силе и решительности в ее поведении в последний месяц. Накануне мы попрощались, она еще шутила, чтобы я не торопилась снова с ней встречаться, а я попросила дать мне знать, как там все устроено. Все происходило у нее дома в присутствии родных.
Позже среди друзей возникли разногласия по поводу такого решения. Мы знаем, что у большинства народов и во всех религиях (кроме, пожалуй, японцев) самоубийство считается страшным грехом. Является ли решение об эвтаназии самоубийством? А медик, выполняющий процедуру, может ли считаться убийцей? Вопросы, конечно, чисто теоретические. И решение каждый принимает, исходя из своих обстоятельств.
Я же, глядя на заботы родственников подруги после ее смерти, вынужденных куда-то пристраивать ее «наследство» (часть она раздала сама заранее), решила по возможности избавиться от своего заранее, оставив только какие-то памятные вещи.