В Голландии с религией все непросто - где-то половина населения считает что либо Бога нет и не надо, спасибо. Либо критически замечает, что вера суть есть плод субъективных переживаний, а есть ли жизнь на марсе в объективном смысле - науке точно не известно и разговаривать тут не о чем. Другая половина граждан вроде бы как в большинстве исповедует католицизм и протестантство , но, видимо, из солидарности с первой половиной держит эти свои религиозные заблуждения при себе. Что на практике выливается в то, что в местные костелы, кирхи и соборы зайти поговорить с богом обычно невозможно. Не то чтобы их снесли или устроили внутри библиотеки и конюшни для пролетариата, как было принято в СССР. Храмы господни тут просто держат закрытыми почти все время, открывая только по строгой надобности исключительных праздников, туристических наплывов или вот еще под выставочные залы тоже, как оказалось, они идеально подходят - потолки высокие, свет таинственный, акустика продумана. Хорошо в таких помещениях показывать лазерные шоу и проецировать видео инсталляции на намоленые стены «Боже, храни раба твоего Ульриха». Попав впервые на такую выставку (Интернет мемов, чтобы это не значило) я сначала несколько опешила от вида людей распивающих пиво близ алтаря, однако поискав глазами потенциальных верующих, права которых могли бы быть таким образом ущемлены, я их естественно не нашла и сердце мое отлегло.
Однако мысль посетить настоящую кирху, чтоб тихо и свет льется через цветные витражи, и божья благодать сходит медленно в такт - не покидала меня. Я думала, окей, пускай бог тут больше не нужен. Я могу их понять, последние значительные проблемы здесь были где-то в районе последних крестовых походов, богу молится не понятно о чем, легче позвонить в социальную службу и вместо божьей благодати подождать пока на тебя снизойдет сила высоких социальных гарантий. Но я то как человек из страны, в которой до сих пор ссут в парадных и не иллюзорно выкапывают и закапывают обратно картофель, знаю - бог есть, потому что иначе вообще непонятно как жить, куда, доколе. Православные церкви я однако не очень люблю и ходить в них избегаю. Там то в штанах нельзя, то извечные посетители -бабки - вместо того, чтоб общаться с богом начинают общаться с тобой лицом и иногда голосом, показывая им, что зря ты сюда пришел и свечку не туда поставил, да и вообще, что ты сделал для исуса христа и хип-хопа - ничего, то-то же. Другое дело католические храмы, для удобства посетителей тут и скамьи - сиди не хочу и орган играет красиво и никто тебе не дает советов, куда молится и что носить. Приятная атмосфера.
Сначала я попробовала зайти в Grote Kerk - самый большой и старый храм маленького городка Enschede, в котором я тогда проживала. Пару раз внимательно прочитала расписание работы, из которого следовало что двери для страждущих открыто нечетным субботам с 14 до 16 и в марте. На дворе стоял май и шансов было не так много. Потом я обнаружила еще одну местную кирху поменьше и даже, подгадав расписание, попала в крошечную часовню при ней. Возле единственной застекленной иконы можно было поставить свечку за 50 евро центов и написать пожелание в Книге Пожеланий. Сам вход в кирху был огражден чугунной решеткой, по ту сторону работник в неоновом жителе мел пол.
И еще однажды мне почти повезло. Мы были проездом в Делфте и увидели открытый костел, из которого, о чудо, выходили люди. Ринулись во внутрь, пока курящий на входе охранник (а может и пастор, тут такие нравы- ты только держись) не преградил нам путь сказал, что ну нет мы скоро закрываемся, поздно уже, идите с богом. И правда на часах уже было около 2 по полудни.
А вот на прошлых выходных повезло уже совсем. В городе Утрехте кирха была не только открыта, но и еще осуществляла венчание (связаны ли эти два факта). Нам любезно разрешили зайти вовнутрь, взяв обещание вести себя тихо. Венчание мне понравилось. Хор пел красиво, особенно одна девушка с высоким и ясным голосом - солировала прекрасно, но отчего-то лицо у нее было смущенное и извиняющееся как будто. Невесту к алтарю вела мать, потом брачующиеся сели спиной к гостям и пока пел хор, а солистка смущалась начали весело дергать друг друга за рукава и шептать что-то на ухо друг дружке.