Возвращаемся к моей любимой рубрике, которая называется «Ретроспектива». Я уже не раз писала, что если бы даже ничего другого не было, этот мой проект стоило бы затевать только ради этой рубрики. Для новых читателей журнала, а также и старых, кто, может быть, не знает про «Ретроспективу» -
вот её оглавление. Последняя публикация была примерно полгода назад, и посвящена она была
Харитам, они же Грации, которых, как известно, было три. И сегодня у нас будет тоже три героини, но они не связаны меж собой, как Грации, хотя условно всё же связаны - все они являются персонажами ветхозаветных историй, и все они отметились на поприще, вынесенном в заголовок публикации:
268. Ретроспектива: Три истории о женском коварстве
История первая. Юдифь и Олоферн.
Источником этого сюжета является книга Иудифи, входящая в Ветхий Завет, но считающаяся неканонической. В иудейский Танах она не входит; в православной и католической традиции книга Иудифи включена в Ветхий Завет, но не считается «богодухновенной», то есть, исключена из числа канонических, но обозначена как полезная для чтения. Такой же статус в православии и католичестве, кстати, имеет и история о Сусанне,
которая была первой в «Ретроспективе». А протестанты все неканонические книги отвергли и не признают их вовсе.
Итак, ассирийский (так в книге; на самом деле вавилонский) царь Навуходоносор отправил своего полководца Олоферна завоёвывать соседние страны. Тот успешно покорил Месопотамию и Киликию и приблизился к прибрежным странам - Финикии и Иудее. Иудейская разведка сработала хорошо, и не дожидаясь прихода врагов, иудеи стали возводить линию укреплений в Ездрелонской долине, что в Нижней Галилее. Прорваться в долину и выйти к Иерусалиму войско Олоферна могло только при подавлении сопротивления двух городов-крепостей, Ветилуи (Бетулии) и Бетоместаима - они представляли из себя своего рода «пробку на бутылочном горлышке».
Гарнизон крепости Ветилуя героически сопротивлялся противнику, но олоферновцы после неудачного штурма перешли к осаде и перекрыли все доступы к воде - а края эти, как мы понимаем, пустынные и вододефицитные. Старейшины бедствующего города уже поговаривали о сдаче. но молодая вдова по имени Иудифь (Юдифь, Эдит) обвинила их, в том, что они не доверяют Богу, который, как известно, евреям покровительствовал, и заявила, что именно она будет орудием в Его руках, такова, мол, её миссия. «Я совершу дело, которое пронесётся сынами рода нашего в роды родов», - заявила она и, одевшись в красивый наряд, умастившись благовониями и надев украшения, пошла в стан врага, взяв с собой служанку, которая несла мешок с кошерной едой.
А, надо отметить, Юдифь была молода и весьма хороша собой. Три дня она провела в лагере ассирийцев (ну, или вавилонян - теперь-то какая разница), пользуясь вниманием и расположением воинов. Тем более, что она объявила себя пророчицей, желающей наказать еврейский народ за отход от Бога, и знающей, как это сделать. Но для этого ей надо попасть в шатёр к Олоферну, потому что сакральную истину она готова сказать только ему.
До Олоферна дошли слухи об иудейской пророчице, он, подойдя поближе, подглядел, как «пророчица» эта окучивала очередную компанию воинов... и сразу потерял голову! «Ы-ы-ы! Вот это да, йопт...» - только и смог, вероятно, произнести ошеломлённый полководец. «Срочно ведите её ко мне, да повежливее там!» - дал он распоряжение своим нукерам...
В шатре Олоферна Юдифь проявила максимум дружелюбия и всячески демонстрировала своё расположение к распустившему слюни полководцу, и они сговорились, что вечером в честь милой гостьи будет устроен пир, «на котором будем только ты и я, а охрану я удалю» - так, по всей видимости, и сказал Олоферн. Так и сделал. На Олоферновой вечеринке Юдифь сама пила по чуть-чуть, а своему визави всё время подливала, да ещё и всячески давала понять, что совсем не против... как бы это сказать... достойного завершения вечера.
Разомлевший от алкоголя и предвкушения Олоферн утратил бдительность, а возможно даже и задремал, и тут Юдифь взяла его меч, да и отрубила ловеласу голову - дамочка была хоть и изящная, но крепкая. Голову Олоферна служанка положила в мешок с провизией, охране сказали, мол, хозяин спит, будить не велел, ну а мы пойдём... И спокойно покинули расположение противника.
То есть, выражаясь современным языком, был нанесён высокоточный удар непосредственно по центру принятия решений.
Голову Олоферна вывесили на крепостной стене Ветилуи. Подошедшие вражеские войска, увидев отрубленную голову своего полководца, в ужасе и панике разбежались, а потом были рассеяны и добиты доблестными иудеями. Юдифь, почитаемая земляками, прожила до 105 лет, при этом отвергая все попытки к ней посвататься - хранила благочестие и верность покойному мужу.
Такова версия, изложенная в книге Иудифи. Правда, эта версия несколько противоречит тому, что мы знаем как реальную историю. Навуходоносор всё же взял Иудею. Мало того, именно его войско разрушило первый иудейский Храм и забрало иудеев в вавилонский плен, и именно к этой странице иудейской истории относится уже упомянутый выше
неканонический библейский сюжет о Сусанне и старцах. Но - как там было на самом деле - об этом никто нам рассказать не может, да и спросить не у кого.
Художники, начиная с Возрождения, очень полюбили эту историю. Действительно, сюжет драматичный, яркий, дающий простор творческому самовыражению. А уж когда постепенно отпало табу на изображение обнажённой натуры - тут энтузиазм художников ещё более возрос. Хотя из книги Иудифи явно не следует тема соблазнения Олоферна Юдифью, но намёки всё же есть. Вот художники и ухватились за такую версию развития событий и стали изображать Юдифь без одежды - либо частично, либо полностью.
Не все картины в текущей подборке будут соответствовать заголовку «Обнажённая натура...» и т.д. - для полноты передачи сюжета. Вот и открывающая подборку самая, пожалуй, знаменитая картина великого Джорджоне, выставленная в Эрмитаже, немного не соответствует тематике «ню». Но куда ж без Джорджоне?
Джорджоне, полное имя Джорджо Барбарелли да Кастельфранко (Giorgio Barbarelli da Castelfranco, Giorgione, 1477-1478 - 1510, Италия)
Юдифь
Дальше будем традиционно следовать с соблюдением принципа старшинства художников - от старших к младшим.
Ганс Бальдунг, он же Грин (Hans Baldung aka Grien, 1480-1485 - 1545, Германия)
Юдифь с головой Олоферна
Неизвестный художник (Мастер «Магдалины из Манси», Антверпен, ок. 1500 г.)
Юдифь с головой Олоферна и младенец Геракл
Как говорится, «наш пострел везде поспел»...
Амброзиус Бенсон (Ambrosius Benson, 1495 - 1550, Фландрия)
Юдифь с головой Олоферна - две картины
Дальше, если картина называется «Юдифь», «Юдифь и Олоферн» или «Юдифь с головой Олоферна», я не буду писать её наименование. И так всё понятно.
Неизвестный художник (Нидерланды, ок. 1530)
Ян ван Хемсен (Jan Sanders van Hemessen, ок. 1500 - ок. 1566)
Как-то странно она извернулась. Автор, похоже, хотел показать сразу все женские прелести,
но подходящей натуры, видать, не было, а анатомических знаний не хватило.
Ян Массейс (Jan Massys, Matsys или Metsys; ок. 1509 - 1575, Фландрия-Нидерланды) - две картины
Неизвестный художник (Нидерланды, ок. 1550)
Ян Рамей (Jean Ramey. ок. 1530 - 1612, Фландрия)
Орацио Самаккини (Orazio Samacchini, 1532 - 1577, Италия)
Джованни Бальоне (Giovanni Baglione, 1566 - 1643, Италия)
Сигизмондо Коккапани (Sigismondo Coccapani, 1585 - 1643, Италия)
Алессандро Варотари, он же Падованино (Alessandro Varotari, 1588 - 1648, Италия)
Валантен де Булонь (Valentin de Boulogne. 1591 - 1632, Франция)
Ну вот, здесь отображён самый драматичный момент всей этой истории.
Ниже ещё две картины с изображением этого акта - от двух гениальных художников итальянского Возрождения.
Артемизия Джентилески (Artemisia Gentileschi, 1593 - 1653, Италия)
Юдифь, обезглавливающая Олоферна
Тут и служанка задействована.
Микеланджело Меризи да Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio, 1571 - 1610, Италия)
Караваджо иногда называют первым художником-реалистом...
Антонис Ван Дейк (Antoon van Dyck, 1599 - 1641, Фландрия-Нидерланды)
Служанка собирается спрятать голову в мешок с провизией.
Франческо Фурини (Francesco Furini, ок.1603 - 1646, Италия)
И снова - акт обезглавливания.
Карло Франческо Нуволоне (Carlo Francesco Nuvolone, 1609 - 1662, Италия)
Антонио Дзанки (Antonio Zanchi, 1631 - 1722, Италия)
Пьетро Дандини (Pietro Dandini, 1646 - 1712, Италия)
Джованни Джозеффо даль Соле (Giovan Gioseffo Dal Sole, 1654 - 1719, Италия) или
Лоренцо Пасинелли (Lorenzo Pasinelli, 1629 - 1700, Италия)
Эдуард Фредерик Вильгельм Рихтер (Edouard Frederic Wilhelm Richter, 1844 - 1913, Франция)
Габриэль Жозеф-Мари-Огюстен Феррье (Gabriel-Joseph-Marie-Augustin Ferrier, 1847 - 1914, Франция)
Раджа Рави Варма (Raja Ravi Varma, 1848 - 1906, Индия)
Фернан Лематт (Fernand Lematte, 1850 - 1929, Франция)
Густав Климт (Gustav Klimt, 1862 - 1918, Австрия)
Франц фон Штук (Franz von Stuck, 1863 - 1928, Германия) - две картины
Поль Альбер Штек (Paul Albert Steck, 1866 - 1924, Франция)
Коломан Мозер (Koloman Moser, 1868 - 1918, Австрия)
Иван Леонидович Лубенников, 1951 - 2021, Россия
Иван Ефимович Славинский, 1968, Россия
Алексей Константинович Головин, 1977, Россия
Тема подвига Юдифи легла в основу не только художественных, но и литературных, драматургических, музыкальных произведений. Юдифь стала героиней нескольких десятков ораторий, опер, канонов; на эту тему сочиняли такие мэтры как Бетховен, Моцарт, Чимароза. И поэты, конечно же, не обошли Юдифь своим вниманием - про неё есть и у Пушкина, и у Гумилёва, и у Бальмонта, и у Ахматовой, и у Цветаевой. Есть и фильмы про эту историю, правда, старые, а ещё и балеты ставили про Юдифь и Олоферна...
А вот следующая история, хотя и близка по сюжету, но куда менее популярна, несмотря на то, что изложена она в самой что ни на есть канонической ветхозаветной Книге Судей.
История вторая. Иаиль и Сисара.
Иаиль была замужней дамой, её мужа звали Хевер, и они принадлежали к племени кенеев, близких евреям. Ханаанский царь Иавин Асорский, опираясь на своего свирепого и отважного полководца Сисару, проводил политику экспансии, подобно упомянутому выше Навуходоносору, сильно досаждая евреям. Те терпели-терпели, а потом собрали мощное войско под руководством талантливого военачальника Варака, сына Авиноама, и наголову разбили войско Сисары в битве близ горы Фавор.
Кенеи в это время сохраняли нейтралитет - они, конечно, сочувствовали своим собратьям, но и в конфликт не влезали. И Сисара пообещал кенейским старейшинам, в число которых входил Хевер, их племя, если что, не трогать. После разгрома при Фаворе Сисара бежал и обратился за помощью к Хеверу, мол, спрячь меня, брат! Я же вас ничем не обидел! Хевер посоветовал укрыться в шатре его жены, Иаили, дескать, туда преследователи сунуться не посмеют.
Иаиль в соответствии с законами гостеприимства радушно приняла Сисару. Дамочка она была привлекательная, и, вероятно, затеяла флирт с брутальным воином, хотя это явно и не отражено в оригинале. Но факт в том, что Сисара опьянел и заснул, а Иаиль... Она даже круче Юдифи учудила - взяла здоровенную заострённую железяку - в некоторых интерпретациях это лом, в иных - огромный гвоздь, и при помощи кувалды вогнала эту железяку спящему Сисаре прямо в голову.
Поступок Иаили трактуется в Ветхом Завете однозначно: как подвиг. Но, в отличие от «кейса» Юдифи, где всё очевидно - там стоял вопрос жизни и смерти для целого города - здесь, как говорится, есть нюанс. С одной стороны, Иаиль могла искренне сочувствовать близкому народу, понимая, что спасшийся Сисара в дальнейшем снова стал бы представлять опасность для евреев, и тогда её поступок объясним. А с другой стороны, Иаиль могла руководствоваться и другими мотивами - мол, если солдаты Варака, которые наверняка ищут Сисару, найдут его у нас - нам точно не поздоровится! Не просто здесь всё, конечно, да кто ж теперь разъяснит...
Этот сюжет был не столь популярен, чем изложенный в первой истории, но тем не менее художники не оставили его вниманием. Тем более, когда открылась возможность изображать женскую натуру «ню». Во многих работах Иаиль, наносящая смертельный удар, изображена с обнажённой сисарой грудью, что подтверждает предположение о коварном соблазнении беглого полководца. Смотрим!
Практически все картины называются одинаково: «Иаиль и Сисара».
Якопо Пальма младший иль Джоване, он же Негретти (Jacopo Negretti, 1480 - 1528, Италия)
Бартоломеус Спрангер (Bartholomeus Spranger, 1546 - 1611, Фландрия - Нидерланды)
Иаиль убивает Сисару
Джованни Баттиста Креспи Иль Черано (Giovanni Battista Crespi, 1573 - 1632, Италия)
Алессандро Турки (Alessandro Turchi aka L'Orbetto, 1578 - 1649, Италия)
Феличе Фичерелли (Felice Ficherelli, 1605 - 1669, Италия)
Антонио Дзанки (Antonio Zanchi, 1631 - 1722, Италия)
Антонио Молинари (Antonio Molinari, 1655 - 1704, Венецианская республика)
Вот и ещё подтверждение, что Иаиль-таки соблазнила Сисару.
Франческо Тревизани (Francesco Trevisani, 1656 - 1746, Италия)
Грегорио Ладзарини (Gregorio Lazzarini, 1657 - 1730, Италия)
История третья. Самсон и Далила.
Эта история, как и предыдущая, изложена в ветхозаветной Книге Судей. В отличие от Юдифи и Иаили, Далила (Далида) рассматривается как персонаж сугубо отрицательный. Ну, с точки зрения евреев - всё правильно: там наши действовали против врагов, а тут - наших бьют. «А нас-то за що?» - как говорится в известном анекдоте.
Примерно с XII века до нашей эры в прибрежном Ханаане (территория современного Израиля от Тель-Авива до Газы) обитало племя филистимлян, которые вели себя весьма агрессивно в отношении соседей, израильтян, и путём их оттеснения пытались расширить свои территории. Тогда Господь, покровительствовавший израильтянам, дал им неуязвимого богатыря. У благочестивой четы родился мальчик, нарекли его Самсоном, и ангел, посланец Бога, предупредил родителей, чтобы те ни в коем случае мальчика не стригли, ибо несокрушимая его мощь и сила - именно в его волосах.
Но у подросшего юноши-богатыря была одна слабость: ну вот не нравились ему еврейские девушки, а желал он именно девушек-филистимлянок. И на одной такой девице он решил жениться, как ни отговаривали его родители. По дороге в город, где жила невеста Самсона, на него напал лев, но богатырь играючи разорвал ему пасть, и лев бесславно подох. На свадебном пиру Самсону показалось, что филистимляне держат себя надменно, и он, дабы поставить их на место, загадал им загадку: «Ходя ходит, вися висит. Вися пала, ходя съела», поспорив на 30 рубашек и 30 пар обуви - мол, отгадаете - отдам, а не отгадаете - извольте подарить мне. Свадебный пир длился неделю, и среди филистимлян не было иной темы, нежели мудрёная загадка. Старейшины уговорили молодую жену, чтобы та выведала отгадку. И, после очередных ласк, разомлевший Самсон открыл тайну: мол, это свинья и жёлудь. Молодая передала разгадку соотечественникам, и те, в очередной день свадебного пира, торжественно преподнесли её Самсону. Тот понял, в чём дело, реально психанул, ушёл со свадьбы в город Ашкелон, убил там 30 филистимлян, снял с них одежды и обувь, вернулся и бросил эту кучу добра в зале, где, несмотря ни на что, свадебный пир всё ещё продолжался, а потом забрал отца и вернулся с ним домой. А на обратном пути Самсон поймал триста лисиц, поджёг им хвосты и запустил в пшеничные поля филистимлян. Лисицы сожгли весь урожай, принеся бедствия филистимлянскому народу и возмущение зоозащитникам.
Этот эпизод - пока ещё только предыстория. Я привела его, чтобы показать, что и Самсон вёл себя отнюдь не ангельски. Да, и загадку, конечно же, каюсь - я додумала. В исходном тексте содержание загадки не раскрывалось.
Прошло время, и Самсон снова запал на одну молодую филистимлянку, по имени Далила, или Далида. Мудрые родители опять его отговаривали, мол, ты разве не убедился, что филистимлянки коварны? Но Самсон опять их не послушал и женился на Далиле. Как выяснилось позже - зря.
Поначалу у молодых всё складывалось хорошо. Юная филистимлянка всячески ублажала богатыря, а тот, в перерывах между подвигами, предавался прелестям красавицы-жены, теряя голову и млея. Но однажды к Далиле пришли филистимлянские предводители, посулили ей уйму деньжищ с тем, чтобы она выведала у мужа и рассказала им секрет его неимоверной силы и неуязвимости.
Далила, в моменты апогея плотских утех, стала пытаться узнать секрет Самсона - мол, скажи! ты что, не доверяешь мне? Самсон сказал, что если связать его совсем-совсем новыми верёвками, то он силу-то и потеряет. Далила напоила Самсона и ублажала его совсем уж немыслимыми ласками, а когда измождённый богатырь уснул, крепко связала его новыми верёвками. Когда Самсон очнулся, Далила воскликнула - всё, ты повержен, сейчас сюда придут мои земляки! Но Самсон добродушно рассмеялся, легко разорвал верёвки и предался новым утехам с жёнушкой - вместо того, чтобы выдрать её, как сидорову козу, да так, чтоб пару-тройку недель сидеть не могла, и выставить вон. Ну, или на первый раз не выставлять, но жёстко предупредить.
Далила, почуяв безнаказанность, продолжала выспрашивать у Самсона секрет его мощи, и после каждого обманного ответа тщетно пыталась его этой мощи лишить, но Самсон лишь весело похохатывал и снова погружался в свою плотскую страсть, заставляя Далилу выполнять всё новые и новые свои прихоти, что, впрочем, та и делала, причём не без удовольствия.
При этом старейшины наседали на Далилу - мол, мы же тебе дали аванс, а где результат? И Далила устроила Самсону форменную истерику - ты, дескать, говоришь «люблю тебя», а сердце твоё не со мною! Вот, ты трижды обманул меня, и не сказал мне, в чём великая сила твоя! Самсон растаял, да и выдал истинную тайну, что сила его - в волосах, за что получил очередную порцию особенно жарких ласк вкупе с обильными алкогольными возлияниями... А когда он очнулся, то был уже остриженным.
Злые филистимляне пленили утратившего силу Самсона, всячески издевались над ним, выкололи ему глаза. Использовали его в качестве слепой лошади - он ходил по кругу, крутя жернова, которые мололи зерно. А во время своих пьянок-гулянок филистимлянские паханы, у которых содержался в плену Самсон, созывали своих таких же отморозков-друзей в большой сарай, приводили Самсона, чтоб похвалиться - мол, вот кто у нас в плену! - и в очередной раз поиздеваться над пленником.
Но не учли филистимляне божественного покровительства, сопутствовавшего Самсону. Волосы у него снова выросли до некоей критической отметки, и Самсон снова обрёл свою невиданную силу. И вот, однажды, когда пьяная филистимлянская верхушка в очередной раз собралась в сарае. чтобы поглумиться над несчастным Самсоном, тот легко разорвал сковывавшие его цепи, сломал, словно тонкие веточки, толстенные опоры, удерживавшие крышу, тем самым обрушив её и на себя, и на всю филистимлянскую элиту. В общем, все умерли.
Дальнейшая судьба Далилы неизвестна; она более нигде не упоминается.
Церковь трактует поступок Далилы как однозначно вероломный и подлый, с чем трудно не согласиться, даже с учётом того обстоятельства. что она помогала своим соотечественникам. А образ Самсона трактуется неоднозначно - с одной стороны - да, конечно, герой, воин, сослуживший огромную службу своему народу. А с другой - предался похоти и позволил себя охмурить, чем погубил себя и подвёл своих соплеменников, которые на него надеялись. А с третьей - выбрал всё же наидостойнейшую кончину из возможных. А в-четвёртых - совершил-таки самоубийство, что категорически не приветствуется. Правда, в подобных случаях всё же принято считать героя воином, павшим в бою.
Но - в который уж раз повторяю эту сентенцию - как там всё было на самом деле, нам знать не дано.
Зато художники разных эпох постарались и обогатили этот сюжет своими полотнами. В других областях искусства история Самсона и Далилы тоже представлена, хоть и не так обильно, как сюжет о Юдифи. Есть опера Сен-Санса, пьеса, фильм, несколько современных песен. Но в живописи Самсон с Далилой ничем не уступают Юдифи с Олоферном - ни количественно, ни качественно.
Из всех эпизодов этой истории самыми популярными у художников были: момент, когда Далила обрезает волосы спящему Самсону, пленение филистимлянами остриженного Самсона, а также первая попытка Далилы лишить Самсона силы - это когда она связала его верёвками, а он легко разорвал путы.
Смотрим. Идём, как всегда, в хронологическом порядке. Картины, которые называются «Самсон и Далила», я озаглавливать не буду.
Тинторетто (Tintoretto, он же Jacopo Robusti, Jacopo Comin, 1518 - 1594, Италия)
Приписывается Тинторетто, около 1585-90
Петро Маломбра (Pietro Malombra, 1556 - 1618, Италия)
Доменико Фьяселла (Domenico Fiasella, 1589 - 1669, Италия)
Гверчино, он же Джованни Франческо Барбьери (Guercino aka Giovanni Francesco Barbieri, 1591 - 1666, Италия)
Антонис Ван Дейк (Antoon van Dyck, 1599 - 1641, Фландрия - Нидерланды)
Тут филистимлянин подошёл к спящему Самсону с каким-то непонятным и страшным инструментом.
Наверно, собирается при помощи этого инструмента выколоть бедняге глаза. Ужас какой!
Кристиан ван Кувенберг (Christiaen van Couwenbergh, 1604 - 1667, Нидерланды)
Адриан ван дер Верфф (Adriaen van der Werff, 1659 - 1722, Нидерланды)
Петер Штрудель (Peter Strudel, 1660 - 1714, Австрия)
Разорвал верёвки! Далила... скажем так, опешила. А он добродушно улыбается.
Антуан Пэн (Antoine Pesne, 1683 -1757, Франция)
Помпео Джироламо Батони (Pompeo Girolamo Battoni, 1708 - 1787, Италия)
Джон Фрэнсис Риго (John Francis Rigaud, 1742 - 1810, Франция)
Самсон разрывает свои путы
Хосе Хуан Камарон-и-Мелиа (Jose Juan Camaron y Melia, 1760 - 1819, Испания)
Жозеф Дезире Кур (Joseph Desire Court, 1797 - 1865, Франция)
Эжен Делакруа (Ferdinand Victor Eugene Delacroix, 1798 - 1863)
Оноре Домье (Honore Daumier, 1808 - 1879, Франция)
Фредерик Ричард Пикерсгилл (Frederick Richard Pickersgill, 1820 - 1900, Британия)
Предательство (Самсон и Далила)
Предательство (Самсон и Далила) - другая версия
Александр Кабанель (Alexandre Cabanel, 1823 - 1889, Франция)
Йозеф Ворличек (Josef Worlicek, 1824 - 1897, Чехия)
Ханс Канон (Hans Canon, 1829 - 1885, Австрия)
Пьер-Поль-Леон Глэз (Pierre-Paul-Leon Glaize, 1842 - 1931, Франция)
Самсон разрывает свои узы
Жан-Батист Каривен (Jean-Baptiste Cariven, 1843 - 1904, Франция)
Хосе Эченагусия Эрраскин (Jose Echenagusia Errazquin, 1844 - 1912, Испания)
А тут, видимо, момент, когда у них, как бы, всё ещё пучком. Самсон, по крайней мере, так полагает...
Макс Либерман (Max Liebermann, 1847 - 1935, Германия)
Соломон Джозеф Соломон (Solomon Joseph Solomon, 1860 - 1927, Британия)
Оскар Перейра да Силва (Oscar Pereira da Silva, 1865 - 1939, Португалия)
Эдуард Амаякович Исабекян (1914 - 2007, СССР - Армения)
Художник отошёл от традиции и изобразил момент вожделения Самсона, вызванного задним видом
спящей Далилы. Самсон здесь почему-то очень похож на певца Лучано Паваротти...
Дон Пёрлис (Don Perlis, 1941, США)
На этом все три истории о женском коварстве исчерпаны, как и иллюстрации к ним. Если всё же вернуться к моральной и этической составляющей поведения героинь, то можно констатировать, что если не оправдать, то объяснить можно поведение каждой из них, хотя что касается последней - то там всё же с натяжкой. Степень симпатии и сочувствия к сегодняшним героиням идёт строго по убывающей. Юдифь, по сути, никого не предавала. Она совершила подвиг - рискуя жизнью, предприняла дерзкую диверсионную вылазку, к тому же весьма успешную. Иаиль тоже действовала, руководствуясь убеждениями, но есть нюанс - она обманула доверие к ней Сисары и нарушила законы гостеприимства. А уж Далила - та предала горячо любившего её супруга, возможно даже из благородных побуждений, но деньги-то взяла...
Закрываю нашу очередную ретроспективу, с пожеланием дорогим читателям не оказываться жертвами коварства, а также и самим не проявлять его без крайней нужды. Сомнительное это занятие.
К оглавлению Оглавление по рубрике «Ретроспектива»