Попросил GPT-4 написать мне несколько оригинальных коанов для развлечения. Сначала он написал совсем короткие, а потом несколько дзенских историй. Ну и иллюстрации в духе Эшера (почему бы и нет).
Когда тень становится светом, где прячется мрак?
Если ветер разделяет реку, какие волны соединяются?
Что обретает лист, падая с дерева в безмолвии осени?
Сколько зеркал нужно, чтобы увидеть истинное отражение безмолвия?
Как можно услышать песню солнца, когда оно садится за горизонт?
Если мудрость живет в книгах, где же обитает неведение?
Когда два человека разделяют молчание, кто первым нарушит его?
Какой цвет имеет мечта, которая еще не приснилось?
Если голос разума говорит тихо, что произносит молчание сердца?
Кто противостоит тени в собственной душе, если все зеркала разбиты?
Мастер и ученик
Мастер и его ученик шли по дороге, когда ученик спросил: "Мастер, что такое сущность дзен?" Мастер ответил: "Тебе следует молчать и сосредоточиться на дороге." Ученик повиновался и продолжал следовать за мастером.
Спустя несколько часов ученик снова спросил: "Мастер, я все еще не понимаю, что такое сущность дзен?" Мастер ответил: "Посмотри на небо, и ты увидишь ответ." Ученик поднял голову, но ничего не понял.
Когда они прибыли в монастырь, ученик снова обратился к мастеру: "Мастер, я все еще не понимаю сущность дзен." Мастер улыбнулся и сказал: "Сущность дзен - это то, что ты делал на дороге, взглянув на небо и прибыв сюда." Ученик задумался над словами мастера и понял, что истина лежит в самом процессе исследования и осознания.
Чаша и река
Дзенский мастер жил у реки, и каждое утро он брал свою чашу и наполнял ее водой из реки для своих нужд. Однажды, молодой монах пришел к нему и спросил: "Мастер, как мне стать таким же мудрым, как вы?"
Мастер улыбнулся и посмотрел на свою чашу, затем на реку и сказал: "Вода в моей чаше и вода в реке - одно и то же. Однако, в моей чаше вода успокоилась и стала прозрачной, в то время как в реке вода все еще течет и мутна. Если ты хочешь стать мудрым, стань как вода в моей чаше."
Молодой монах задумался над словами мастера и начал свое путешествие в мир дзен, стремясь стать таким же прозрачным и успокоенным, как вода в чаше мастера.
Невидимые рыбы
Однажды в деревне, где жил дзенский мастер, проходила ярмарка. Местные жители собрались, чтобы купить товары и насладиться развлечениями. Мастер решил пройтись по ярмарке и посмотреть на суету.
На ярмарке было много разных лавок. Мастер заметил молодого человека, который продавал невидимые рыбы. Люди с интересом смотрели на аквариум, в котором якобы находились эти рыбы, но ничего не видели.
Мастер подошел к продавцу и спросил: "Как ты продашь невидимую рыбу, если никто не может ее увидеть?" Продавец улыбнулся и ответил: "Мастер, невидимые рыбы плавают в аквариуме исключительно для тех, кто верит в них."
Мастер улыбнулся в ответ и сказал: "Тогда я хочу купить две невидимые рыбы." Продавец обрадовался и сказал: "Вот они, мастер, в вашей сумке. Но помните, вы должны их кормить только невидимыми червячками!"
Мастер посмотрел на свою сумку и кивнул. Он спросил: "А сколько стоят невидимые червячки?" Продавец ответил: "Они стоят столько же, сколько и невидимые рыбы."
Мастер улыбнулся, положил невидимые монеты на стол и поблагодарил продавца. Он вернулся в свой монастырь, и когда ученики спросили его о невидимых рыбах, мастер сказал: "Если мы верим в невидимые рыбы и невидимые червячки, то и невидимые монеты должны быть достаточно хорошим платежом."
Ученики засмеялись и осознали, что мастер использовал этот случай, чтобы показать им, что вера может создать иллюзии, но истинное осознание приходит через понимание и проникновение в суть вещей.
Самый вкусный пирог
Однажды дзенский мастер решил научить своих учеников важному уроку о смирении. Он собрал их в монастырском саду и сказал, что проведет соревнование: победителем станет тот, кто принесет самый вкусный пирог.
Ученики ушли на кухню и стали готовить свои пироги. Когда настало время соревнования, они принесли свои творения мастеру. Мастер внимательно попробовал каждый пирог, затем поднял глаза на своих учеников и сказал: "Все ваши пироги вкусные, но ни один из них не является самым вкусным."
Ученики были удивлены и спросили мастера, какой же пирог самый вкусный. Мастер улыбнулся и указал на старую, обветшалую скамейку в саду. "Самый вкусный пирог - это тот, который вы делитесь с другими, сидя на этой скамейке," - ответил он.
Ученики посмотрели на скамейку, а затем на свои пироги. Они поняли, что мастер хотел научить их ценить общение и дружбу, а не только свои кулинарные навыки. Тогда они сели на скамейку, разделили пироги между собой и наслаждались ими, радуясь теплой компании друг друга.