В Иркутске не хватает учителей начальных классов. А первоклассников в этом году более 5 тысяч - это больше чем обычно. Уже сформировано 12 дополнительных классов. 30 вакансий педагогов до сих пор не востребованы.
«Сейчас во многих школах, особенно в районных, совмещают классы, например, второй и третий. Это тяжело и для учителей и для учащихся. То есть преподаешь у 2 классов, журнал ведешь за 2 класса, тетради проверяешь за 2 класса, а оплачивают за один», - говорит учительница начальных классов Татьяна Мартынкевич.
В городе средний возраст преподавателей 45-50 лет. А 11 % учителей - за 60.
Но на следующий год выпускников школ будет мало. В Иркутске остро встала проблема: в среднеобразовательных учреждениях не набираются десятые классы. Такие вот «демо-сюрпризы».
«Серега против Вафли» - это название видеозаписи (предполагался сериал), где ученики шелеховской школы №1 избивают свою учительницу физкультуры, 73-летнюю женщину.
Семеро 9-классников приходили на уроки физкультуры по субботам и постоянно измывались над своим педагогом. Все происходящее записывали на видеокамеру сотового телефона и монтировали ролики (их 2), которые распространяли среди учеников. На видео школьники пинают женщину ногами, сваливают на пол, таскают за руку по спортзалу.
Пострадавший педагог, ветеран труда и учитель высшей категории, не может сказать, сколько раз происходили такие зверства, она страдает провалами в памяти.
Дети же жалуются на то, что учительница сама жестоко обращалась с ними, заставляла ходить на уроки в белой футболке и в шортах, могла ударить за непослушание.
Этому происшествию был посвящен один из выпусков передачи «Пусть говорят!»
Еще материалы (а также сюжеты НТВ и Вестей)
http://www.gazetairkutsk.ru/2010/03/23/id11430/ Хочу привлечь ваше внимание именно к самому обсуждению того, что произошло. Не вижу смысла критиковать саму передачу, - какая есть. Но вот как проходит обсуждения, что обсуждается и что предлагается - это важно.
Прежде всего, мне понравилось то, что все признают эту историю системной, а не исключительной.
Второе, что две представительницы власти похоже искренне переживают и рационально мыслят. Я имею в виду депутата городской думы Ларису Казакову и депутата ГД РФ Татьяну Воронову.
Цитирую Ларису: «нужно то поле, где люди могли бы пообщаться, сначала услышать друг друга. Никто никого не слышит».
Цитирую Татьяну: «я считаю, что очень важно, чтобы сейчас к этому вопросу очень внимательно отнеслась власть… Создана система была, в которой, я уже сказала, из-за отметки, из-за галочки, на второй план ушла человеческая судьба, и не одна, а десятки человеческих судеб, которые знали… Это недопустимо. Власть четко, система образования должна сейчас подать сигнал, что защищает учителей».
Обращаю внимание, что это та самая «противная» власть.
Однако в целом обсуждение было совершенно безграмотным. Грамотным гостям (например, Валерию Лысенко) толком не дали высказаться, и как обычно у Малахова базар превалировал над обсуждением как таковым.
Иллюстрация. Звучал вопрос, чем занять учительницу, желающую продолжать работать.
Ответ дан давным-давно мировой практикой. Она должна была бы стать тьютором (погуглите сами).
Отвлекаясь от любимого «кто виноват», хотелось бы два слова о том, что делать.
Первое, это поставить учителя в центр системы, наделив его помимо увеличенной зарплаты ещё и более высоким статусом.
Второе. Наделить родителей (через попечительские советы) и местный муниципалитет максимумом прав по организации образования их детей, на их территории. Упразднить все эти роно и гуно.
Третье. Поставить вопрос и принять решение о месте воспитания в системе образования.
На мой взгляд в системе дошкольного и школьного образования воспитание должно стоять на первом месте.
Четвертое. Необходимо законодательно решить вопрос об ответственности родителей, при условии наделения их соответствующими правами (см. второе), за образование их детей, включая проступки, то есть пробелы в воспитании. Усиление ответственности и увеличение прав подтолкнет их к более активной позиции и в вопросах организации образования их детей.
Это меры первоочередные, стратегические, организационные.
P.S. Очень прошу любителей фантастики о величии советского образования пойти и посмотреть/пересмотреть художественные фильмы «Розыгрыш» и «Чучело».