Анафора, литота и парцелляция

Apr 27, 2012 02:53

Литература в школе: сущее и должное

Всем известно, что содержание выпускного экзамена точно показывает, чему, зачем и какими способами мы учим в школе.

В одном из блогов нашего портала недавно познакомился с рекомендациями по подготовке школьников к ЕГЭ по литературе. Они очень показательны.


Взято одно из самых сложных заданий части В - задание В8. "Не случайно это единственное задание среди всех тестов части А и В, оцениваемое 4 баллами. Задание В8 проверяет умение оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления."

"Наиболее часто в заданиях встречаются тропы и стилистические фигуры. Знание их важно как при подготовке в ЕГЭ, так и для уроков литературы: они помогут тебе при анализе художественных текстов. Кроме того, зная их, умея ими пользоваться, ты сделаешь свою речь ярче, образнее." Автор рекомендаций дает развернутые дефиниции некоторых необходимых школьникам терминов. Так, «метонимия - это употребление слова, обозначающего какой-нибудь предмет, для образного названия другого предмета, связанного с первым по смежности, т.е. по местоположению, времени, причинно-следственным отношениям. В отличие от метафоры метонимия не предполагает какого-либо сходства между обозначаемыми предметами, явлениями или признаками. Метонимия представляет собой как бы сжатое описание предмета, явления, события, при котором из содержания мысли художественно выделяется тот или иной характерный признак. Обозначаемый предмет наделяется здесь свойством своего «соседа», с которым он тесно связан. Синекдоха - разновидность метонимии, в основе которой лежит отношение части и целого. Иными словами, образный перенос названия связан здесь с количественными отношениями между обозначаемыми предметами." И многое другое в том же роде.

Дается и описание самой процедуры экзамена.

"В8 Изобразительные средства языка Для этого вам будет предложено прочитать фрагмент рецензии, составленной на основе прочитанного вами текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины (средства выразительности), использованные в рецензии, пропущены. Вам нужно будет на места пропусков вставить цифры, соответствующие номеру термина из списка."

В довольно длинных списках терминов есть весьма характерные:

анафора
литота
парцелляция
синтаксический параллелизм

Итак, от обучающихся требуется уметь распознавать анафоры, синтаксические параллелизмы и т. п. Зачем им это нужно? Учитель уверяет, что это нужно для анализа художественных текстов на уроках литературы. Похоже, что это утверждение справедливо, в отличие от положения о том, что «зная их, умея ими пользоваться, ты сделаешь свою речь ярче, образнее.»

Никто на свете, возжелав сделать свою речь ярче, не станет выискивать в языке ни синекдох, ни анафор.

Анализ литературного произведения должен помогать пониманию его смыслов, его «послания», если угодно, его идеала, а не его «устройства». Школьный курс литературы призван поспособствовать повышению квалификации читателя, натренировать детей в искусстве постигать искусство. Цель преподавания словесного искусства - в усилении эстетической реакции, то есть смеха, слез, восхищения, осуждения... В сравнении героев литературных произведений с собой, с личным опытом переживаний и размышлений.

А в действительности литература в школе, как видно, готовит из каждого, даже и совсем не замеченного в филологической ориентации, школьника будущего лингвиста, литературоведа. Ибо только узким специалистам в филологии важно отличать тропы от фигур. Подмена эстетических восприятий ученым литературоведением разрушает подготовку умного и страстного читателя.

А мы иногда спрашиваем, почему это взрослые люди, хорошо окончившие школу, до конца жизни не берут в руки ни Гомера, ни Шекспира, ни Толстого.

Борис Бим-Бад

история ума, школа, литература, образование

Previous post Next post
Up