Анатолий Ермолин о Ходорковском.

Jan 03, 2011 03:53

image Click to view


***
За несколько дней до ареста МБХ у нас было заседание Правления "Открытой России". В конце каждого такого заседания Михаил устраивал небольшие "мозговые штурмы" на темы, которые никто кроме него не знал. В тот вечер он предложил накидать идеи, что мы можем делать для того, чтобы вовлечь в работу по построению в России Гражданского общества женщин.

В середине дискуссии, он вдруг рассмеялся и посмотрев на воображаемые спрятанные диктофоны, сказал: "Представляете, сколько там сейчас изумления? По их мнению мне надо по "зелёнке" за бугор драпать, а мы тут про роль женщины в Гражданском обществе".

В лицее "Подмосковный", когда мы набрали самых первых детей из семей погибших офицеров, он бывал каждую неделю, но никогда не подходил близко и, казалось, просто смотрит издалека. Первый раз, когда он вошёл в здание, дети только что закончили уборку. Отдраенный пол просто сиял. Ходорковский разулся и в носках прошёл в директорскую. И в этом было естественное человеческое уважение к детскому труду.

И ещё он всегда приходил и вызывал на дискуссии молодёжь и детей. И всегда внимательно слушал их. И всегда был предельно откровенен. И всегда говорил, что деньги теряют смысл после первого заработанного миллиона долларов. Главный вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ, КОГДА МИЛЛИОНОВ СТАНОВИТСЯ МНОГО.

Возможно, я не слишком конкретно отвечаю на заданный вопрос, но социокультурную позицию МБХ я вижу как "равные возможности для всех", "честная конкуренция" и "сильная Россия". Не думаю, что он был самозабвенным либералом, но исчерпанность "вертикали власти" для страны он осознавал как никто другой.

Как блестящий менеджер он просто хорошо понимал, что конкурентный социальный менеджмент это реальный путь национального развития России. Его интересовала другая, не традиционная природа отечественной власти, не та модель, которую Афанасьев называет "русской системой".

Анатолий Ермолин

история ума, Ходорковский

Previous post Next post
Up