Homo soveticus

Dec 28, 2010 13:34


Эта книга - о советском человеке как о новом типе человека,
о гомо советикусе, или,короче говоря, о гомососе.
Моё отношение к этому существу двойственное: люблю
и одновременно ненавижу, уважаю одновременно презираю,
восторгаюсь и одновременно ужасаюсь. Я сам есть гомосос.
Потому я жесток и беспощаден в его описании.
Судите нас, ибо вы сами будете судимы нами.
Александр Зиновьев, Мюнхен, 1981

«Зачем вам Западная Европа? - сказал мне один местный житель. - У вас же своей земли в избытке. Осваивайте Сибирь, а нас оставьте в покое». - «Мы бы рады, - сказал я. - Но войдите в наше положение. В Сибири холодно, слякотно, пусто, мошкара кусается. А у вас - красота, удобства, богатство. Где лучше? Вы нас в Сибирь не пихайте, мы ею по горло сыты. Мы сюда хотим, в Европу. А в Сибирь мы вас со временем вышлем». - «А мы вас сюда не пустим!» - кричит испуганный и возмущённый собеседник. «Вы первый и, пожалуй, единственный, кто говорит так, - говорю я. - Но вы, к сожалению, уже опоздали: мы уже здесь».

Советский человек не умер. Советский человек жив и здравствует, чувствуя себя совсем не хуже мавзолея на Красной площади, не хуже обитателя этого мавзолея. Советский человек - это особая ментальность, особый склад ума. В значительной степени того русского ума со всеми его недостатками и достоинствами.

Говоря о русском уме великий физиолог Иван Павлов обращал внимание на следующие его характеристики:

- Отсутствие концентрации.
Люди, сконцентрировавшиеся на изучении чего-либо - тупые зануды. Вместо обстоятельности, детальности мысли - любовь к общим положениям, нежелание связываться с мерой и числами. Русский ум не привязан к фактам. Он более любит слова и не любит смотреть на подлинную действительность. Русский не стремится понять то, что видит. Он считает гениальным непонятно-эффектное, туманное. Признак таланта - не сосредоточенность, а натиск, быстрота, налет, игра словами.


- Слова вместо фактов и образов.
Не проверяется, уточняется смысл слов. Не применяется критика метода. Если ум пишет разные алгебраические формулы и не умеет их приложить к жизни, не понимает их значения, то почему надо думать, что он произнося слова понимает их.

- Вместо любви к истине - любовь к новизне и авторитетам.
Вместо привязанности к истине и беспристрастия к своим идеям и взглядам - привязанность без беспристрастия. Русские глухи к возражениям не только со стороны других людей, но и со стороны действительности. Полный запрет на свободу мышления - говорить против общего настроения общественности - невозможно. Тут же навесят ярлыки, применят другие методы психологического воздействия.

- Обычно любовь к истине, тяжесть труда ее постижения придают исследователю смирение и скромность. У русских наоборот - постоянно в наличии неоправданная гордость и самомнение.

Возвращаясь к гомососу.
Зиновьев обратил внимание на следующие достижения:

"Они делают вид, что платят нам, а мы делаем вид, мы работаем".
Безразличие к результатам своего труда и отсутствие инициативы.

"Все теперь колхозное, все теперь мое".
Безразличие к общей собственности и мелкое воровство, как для личного использования, так и для получения прибыли.

Крайняя реакционнность, крайняя революционность. Пока терпится - терпи, надоело - пойди и набей морду.
"Гомосос - существо довольно гнусное. Это я знаю по себе. Когда я жил в Советском Союзе, я мечтал пожить в демократическом государстве. Вступай в любую партию или создавай свою, ходи на демонстрации, участвуй в забастовках, обличай! Красота, а не жизнь. Пожив немного на Западе, я на сто восемьдесят градусов изменил направление своих мечтаний. Теперь я мечтаю пожить в хорошем полицейском государстве, в котором запрещены левые партии, разгоняются демонстрации, подавляются забастовки. Одним словом, долой демократию!

Почему я об этом мечтаю? Да потому, что я - гомосос. Я - крайний реакционер, идущий впереди крайнего прогресса. Как это возможно? Для гомососа нет ничего невозможного. На Западе даже оголтелые реакционеры борются за демократию, ибо для них демократия есть последняя возможность бороться против демократии. Мы же против демократии, ибо она мешает нам честно, без ложных спектаклей бороться за демократию. И потому долой демократию! Мы начинаем новую историю. Но начинаем её не с начала, а с конца. К началу мы придём лишь в конце. И потому ещё раз долой демократию!"

Некоторое время назад заместитель главы Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России Владимир Кузин заявил, что автомобилисты могут не останавливаться на нерегулируемых переходах, даже если по ним идут пешеходы. Однако, уточнил он, это возможно лишь в том случае, если водитель убедился, что он не помешает пешеходу.

Напомню, что с 20 ноября вступили в силу поправки в правила дорожного движения, обязывающие водителей уступать дорогу не только переходящим ее пешеходам, но и тем, которые только ступили на «зебру».


В этом мелком событии, как в капле воды, гомосос во всей красе, со всем своим умственным происхождением. Что является фундаментом ПДД у большей части человечества? Верно - ДТП! То есть событие, то есть факт. Разумеется, само соблюдение правил никто не отменяет. Однако правила эти, по сути, - рекомендация с целью предотвращения аварии или пробки.

Само собой накажут и за несоблюдение правил. Но никому и в голову не придёт гоняться за потенциальным нарушителем, расставлять на него силки и сети. Зато виновнику ДТП - наказания страшные (по нашим меркам). Водитель должен стремиться избежать аварии, даже если это противоречит правилам.

Правила - всё, факты - ничто.

история ума, СССР, социопсихология, Павлов, Зиновьев, социодизайн

Previous post Next post
Up