О критическом мышлении.

Dec 12, 2010 15:22

Татьяна Ноэль-Цигульская
Особую актуальность приобретает необходимость отличить "истину" от "подделки" и встает проблема развития умений критического мышления. Что же такое критическое мышление? Сначала укажем, чем это понятие не является. Мы привыкли к тому, что слово “критический ” связано с занятием критикой, а мы хорошо овладели умением критиковать других, находить в них недостатки, возражать и спорить.



Тем не менее критическое мышление не понимают в значении “выискивающее недостатки” или “негативное”. Надо не только разоблачать ошибки и сомневаться, а также создавать новые идеи, быть продуктивным, искать объяснение непонятных данных. Важно уметь задумывать над подтекстом, уметь ставить перед собой проблемы и вопросы, и в конечном итоге, иметь открытый свободный разум.

Психологи К. Уейд и К. Таврис считают, что критическое творческое мышление - это способность и стремление оценивать разные утверждения и делать объективные суждения на основе хорошо обоснованных доказательств. Это способность видеть упущения в аргументах и не поддаваться утверждениям, не имеющим достаточных оснований (Wade C., Tavris C., 1990). Кратко и формально говоря, критическое мышление - это мышление, приводящее к объективной истине. Ведь необходимость критического мышления возникает тогда, когда появляется потребность проверять достоверность суждений, высказываемых различными личностями - или нами самыми, или другими. То есть речь идет о возможности быть кем-то введенным в заблуждение, осознанно или неосознанно.

Критическое мышление носит рефлексивный характер и имеет отношение к общению, к психологии личности. Оно связано не только с познавательной (когнитивной), но и с мотивационной сферой, с самосознанием. Когда же мы имеем дело не с мыслями людей, а с явлениями материального мира, то нам бывает вполне достаточно обычного мышления.

Очень большое влияние на работу критического мышления оказывает, на мой взгляд, психологическая защита. Здесь мы с вами немного отклонимся в сторону от анализа критического мышления и выясним, что собой представляет психологическая защита личности. Психологическая защита по В.Ф.Бассину - механизм, действующий в форме специфических приёмов переработки информации, которые могут предохранять личность от потери самоуважения в условиях мотивационного конфликта.

Психологическая защита проявляется в склонности человека сохранять привычное мнение о себе, отторгая и искажая информацию, которую он считает неблагоприятной и которая способна разрушить первоначальные представления о себе и о других.

Смысл в том, чтобы лишить значимости, а тем самым, обезвредить причиняющие боль моменты. Функции психологической защиты противоречивы: с одной стороны, она способствует приспособлению человека к своему внутреннему миру и психологическому состоянию (оберегая приемлемый уровень хорошего мнения о себе), с другой стороны, она ухудшает приспособленность к внешней социальной среде. Например, когда после неудачи у человека опускаются руки, это можно рассматривать как механизм психологической защиты, предупреждающий огорчение от последующих неудач, но также снижающий вероятность победы.

Е.Т.Соколова обратила внимание на факт, что любое препятствие ведёт к прерыванию действия до тех пор, пока препятствие не будет преодолено или человек не откажется от его преодоления. При этом действие оказывается незавершённым во внешнем или внутреннем плане. Если человек не осознаёт смысла тех или иных обстоятельств, незавершённым оказывается само осознание. В работах К.Левина показано, что незаконченные действия вызывают тенденцию к их завершению. Если реальное завершение невозможно, то человек совершает замещающие действия. Механизмы психологической защиты - это и есть некоторые особые формы замещающих действий. Например, когда мы проиграли в споре, мы мысленно можем продолжать спор, подыскивая новые аргументы (не всегда объективные) и рисуя воображаемые картины победы над противником.

Опыт, несовместимый с представлением человека о себе, осознаётся с большим трудом. Восприятие угрозы сопровождается мобилизацией защиты с целью поддержать “своё лицо”, структуру ‘Я’. Это достигается разными способами. К механизмам психологической защиты обычно относят отрицание, вытеснение, подавление, проекцию, рационализацию (интеллектуализацию или теоретизирование) и другие.

Теперь вернёмся к критическому мышлению. Человеку бывает тяжело признавать свои ошибки не из-за того, что ему недостает интеллектуальных способностей, а потому, что у него работает психологическая защита. Он склонен отвергать или искажать информацию, несовместимую с его представлением о себе или о мире. В этом я вижу одно из отличий между мышлением вообще и критическим мышлением. То есть, критическое мышление должно быть свободно от психологической защиты.

Невозможно отделить критическое мышление от творческого. Ведь как только мы задумываем над тем, что собой представляет тот или иной объект, как сразу начинаем воображать, что бы из этого могло получиться (Wade C., Tavris C., 1990). Формулирование гипотез, альтернативных путей решения или взглядов - это творческие акты, которые подходят под данное определение (Ennis R., 1985). Поэтому такое мышление более точно называть не просто критическим, а критическим творческим мышлением.

Приведу такой пример. Многие люди, встречая препятствия на пути к цели, сужают свои горизонты вместо того, чтобы расширять их. Один молодой человек имел заветную мечту - стать ветеринаром. Его любовь к животным была необыкновенной: в три года он не разрешал в своем присутствии убивать жуков. Но его не приняли ни в один ветеринарный техникум, и вследствие этого он запаниковал и впал в отчаяние: “Моя жизнь погибла!”.

Сначала парень не размышлял критически, а видел лишь две возможности или альтернативы: стать ветеринаром или не быть больше никем. Но, задумавшись над своими возможностями глубже, помыслив творчески обо всех возможных вариантах профессий, в которых можно было бы использовать свою любовь к животным, он осознал, что его выборы практически бесконечны. Можно работать в магазине товаров для животных, в зоопарке, стать биологом, экологом, дрессировщиком, фотографом дикой природы, снимать фильмы о животных или сниматься в кино в роли ветеринара и т.п. (Wade C., Tavris C., 1990.).

Большинство людей понимают, что нужно тренировать тело для того, чтобы поддерживать его в форме. Но далеко не все понимают, что мышление также требует усилий и тренировки. К сожалению, вокруг великое множество примеров ленивого, небрежного мышления, слишком зависимого от эмоций, от психологической защиты, а также примеров бездумности вообще.

Как же можно тренировать или развивать критическое мышление? В соответствии с представлениями о развитии способностей (Теплов Б.М., 1981), способности как личностно-психологические характеристики развиваются в соответствующей деятельности, в той деятельности, которая их требует. Относя критическое мышление к способностям, мы считаем, что, употребляя на практике умения и приемы критического мышления, мы тем самым содействуем его развитию.

Насколько тяжело мыслить критически и творчески? Не очень тяжело при условии наличия у нас соответствующего желания и владения рядом определенных умений. Правда, образование в условиях тоталитарного общества не вдохновляло мыслить критически, так как не было заинтересовано в самостоятельных, независимых личностях. В современной общественной ситуации появились новые возможности. Тем не менее, уровень развития критического мышления многих всё ещё не блестящий. Дают знать о себе старые привычки и стереотипы. Очень часто даже сейчас на Украине и в России как учителя, так и учащиеся школ и вузов не поощряются мыслить критически и творчески.

Нередко люди думают об уме как о вместилище знаний. Но ум - не вместилище, а активный процесс. Припомним знакомое представление о том, кто такой студент: это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который необходимо зажечь. Эти слова целиком можно отнести к уму. Ведь мышление требует усилий, выборов, взвешивания доказательств. Если этот процесс развит недостаточно, то люди ощущают трудность в том, чтобы мыслить самостоятельно. Они не могут оценить степень убедительности доказательств, понять, когда их вводят в заблуждение то ли средства массовой информации, то ли политические лидеры, то ли известные экстрасенсы, то ли производители рекламы, и даже собственная спесь и гордость.

Такие люди не знают, куда выгодно вложить деньги, какого кандидата или партию поддержать, какую религию избрать, какую теорию или способ лечения считать более эффективными, не знают, как решить свои проблемы, то есть не могут продуктивно использовать свои интеллектуальные потенции (Wade C., Tavris C., 1990). И дело не в том, что им недостает скептицизма. Они могут обманываться даже из-за чрезмерного недоверия и негативизма, отвергая продуктивные и перспективные пути.

За примерами далеко ходить не приходится. Немало возражений и сопротивлений всегда возникает против любых нововведений. Несколько десятилетий назад, когда доктор Флемминг открыл пенициллин, он не смог заинтересовать ученых своей находкой. Химическая терапия в те дни учила, что систематическое использование химикалий не может повлиять на воспалительные болезни. Это учение преподавалось во всех медицинских учреждениях.

Поэтому как д-р Флемминг осмелился бросить вызов великим умам и устоявшимся идеям? Идея пенициллина просто не привилась, так как научная атмосфера не созрела для такого рода нововведений. Пенициллин отложили на десять лет, пока профессор Домагк не доказал, что заражения могут излечиваться сульфонамидами. Но за Домагком стояла прогрессивная и богатая фирма, готовая верить скорее практике, чем традициям. Итак, если сульфонамиды влияют на воспаление, то почему так же не может действовать пенициллин?

Таким образом путь был открыт и для пенициллина, который под давлением воинских потребностей был внедрен и вскоре стал доступен для широкого пользования (Уайльдер-Смит А.Е., 1995). В 20-е годы ХХ столетия , когда впервые заговорили о запуске ракеты на луну, многие считали, что этим людям место в психбольнице (Семинар с Эриксоном, 1994).

Ряд исследователей установили, что люди обычно не используют умения критического мышления приблизительно до двадцати пяти лет или до получения высшего образования (Kitchener K., King P., 1989, Schmidt J., 1985).
Многим детям присуще стремление мыслить творчески и критически. К сожалению, детей, которые ставят под сомнение общепринятые мысли, в школе и дома часто считают непослушными, “трудными”, требующими, по мнению взрослых, перевоспитания.

В результате многие выпускники средних и высших школ не могут рационально сформулировать свои аргументы и разглядеть, когда их вводит в заблуждение реклама или пропаганда, играющие на эмоциях, не знают, как оценить надежность доказательств, как принять взвешенное решение.

Припоминаю показательный случай из своей преподавательской практики. Один студент на занятии высказал логическую цепь доказательств, в которой содержалась подтасовка, фальсификация. Мне жаль, что я тогда не записала его слова. Суть в том, что он выдавал ошибочный вывод за правильный.

Я спрашиваю слушателей (а присутствовала целая группа, больше двадцати человек): “Кто заметил ошибку в цепи доказательств?” Ни один из студентов ничего не заметил. Эту ловушку сознавал лишь автор высказывания. Я его попросила объяснить другим, что было не так. На это он возразил: “Зачем мне рубить сук, на котором я сижу?

Ведь разве не так Ленин и Сталин манипулировали массами? Может, я тоже хочу стать политическим лидером и потому не буду раскрывать своих секретов!” Нам нужно учиться самим и учить студентов мыслить критически, то есть думать о вероятных ошибках, о подтексте, вырабатывать возможные объяснения, находить применение новых знаний к широкому кругу личных и общественных вопросов.

Умения критического мышления можно применять по отношению к любому объекту. Научиться мыслить критически означает, во-первых, следовать правилам логики, а во-вторых также учитывать ряд следующих общих психологических моментов (Ennis R., 1985, Ruggiero V., 1983, Feldman R., 1994, Цигульська Т.Ф., 2000).

Отсюда

история ума

Previous post Next post
Up