Сила в правде, брат.

Oct 29, 2010 17:00

Прав, права́, пра́во, укр. пра́вий, блр. пра́вы, др.-русск. правъ "прямой, правильный, невиновный", ст.-слав. правъ εὑθύς, ὀρθός, ὀρθόδοξος (Супр.), болг. прав "прямой, правый", сербохорв. пра̏в "невинный, прямой", пра̑вӣ "правильный, настоящий", словен. pràv, нареч. "правильно", рrа̑v, prȃvi, прилаг. "правильный, правый", чеш., слвц. pravý, польск., в.-луж. рrаwу "правый, прямой, настоящий", н.-луж. рšаwу, полаб. próvy.

Вероятно, из *рrō-vоs от *рrō- (ср. пра-), родственного лат. probus "добрый, честный, порядочный" (*pro-bhu̯os), др.-инд. prabhúṣ "выдающийся (по силе и изобилию), превосходящий"… (Фасмер, этимологический словарь).

Прав, правый, православие, справедливость, право, выправить… правда. Неправда ли ключевой корень для русскоговорящего?

Правда - это индивидуальное представление об истине (абстрактная универсальная категория), некоем абсолютном соответствии вещи и интеллекта, адекватной информации об объекте.

Сознание русскоговорящего содержит в себе подчёркнутое значение правды перед истиной, права и справедливости перед законом и юстицией.
Как ни странно, это один из самых индивидуалистических национально-языковых взглядов на мир. Возможно, что именно отсюда течёт представление о русскости, связанное с широтой души, миролюбием и приятием самых разных мироощущений.

То есть сила в том огромном количестве уживающихся рядом и между собой правд, индивидуальных истин. В уважении к правде другого, преодоление страха иной правды.
Ведь сила - это ещё и преодоление страха непонятного и неизвестного.

Понятным при этом становится и рабская, покорная сущность, сочетающаяся с беспощадным и не очень понятным внешнему наблюдателю бунтом.
«Как же так? Ты ещё вчера был смирен и покорен. Всё устраивало тебя. А сегодня ты готов убить, сжечь, да и сам сгореть!» - «Да вот так!»

Отсюда и иррационализм власти. Отсюда и стремление власть имущих к навязыванию правды, а не поиску истины в дискуссии. Отсюда и такое количество власть имущих с другим сознанием, других ментальных культур: от тюркской до германской.

Но как раз тут и зерно национальной идеи. Дело в том, что русское сознание в значительной степени наднационально и надрелигиозно. Причём, в отличие от англоамериканского, имеет гораздо более глубокую и цельную историю. Именно тут есть шанс русского мира. Не изоляция, а приятие других миров. И не только приятие, но и примирение.

Не доминирование, а лидерство в примирении суждено русскому миру.
Если выживет.

PS Написано специально для http://sensusnovus.ru

общество, язык, будущее, история, национальность, культура, русский

Previous post Next post
Up