На что бы вы ни жаловались, все вернется к нам.

Oct 26, 2010 15:22

Заявили чиновницы УО ЮВО Москвы Владимиру Сорокину, учителю и заместителю директора московской школы (Центра образования) №572, вызвавшие его на беседу по поводу письма президенту.
А на следующий день после публикации в CNews, 23 октября этого года, состоялось совещание руководства школы в составе директора Татьяны Коляденковой и ее замов. Там директор и предложила учителю написать заявление об увольнении по собственному желанию. Трудовая книжка ему была выдана на руки в тот же день - в субботу. По словам Сорокина, его так спешили уволить, что «даже не спросили пароли от серверов».

Обратиться к президенту учителя побудил приказ №01-07-794 Управления образования Юго-Восточным округом столицы, в котором для подготовки учеников к ЕГЭ предписано использовать систему, разработанную и размещенную на сайте Московского института открытого образования (МИОО, бывший Институт повышения квалификации). Требованием для работы в среде «Подготовка к ЕГЭ» является наличие ОС Windows, браузера Internet Explorer и набора из трех плагинов для него: MathPlayer, «Формула ActiveX» и «График ActiveX».

Использовать работающую под Windows систему МИОО обязаны все школьники Москвы, и у замдиректора, в школе которого действует компьютерный класс под управлением Alt Linux и Ubuntu, возникло недоумение по поводу противоречий в политике поддержки свободного ПО в школах и обязательными образовательными программами, работающими только под ОС Windows.
На вопрос CNews, почему Владимир Сорокин сразу обратился к такой решительной мере, как письмо к президенту, учитель ответил, что эта мера, несмотря на свою радикальность, вполне действенна. После своего прошлого письма президенту он получил ответ из Минкомсвязи, в котором сообщалось о разрешении всем желающим школам присоединиться к пилотному внедрению Linux, которое проходило в 2008 г. в трех пилотных регионах: Татарстане, Томской области и Пермском крае. По обычному каналу это разрешение добралось в школу на два месяца позже полученного ответа из министерства.

В методических материалах «Подготовки ЕГЭ» наличие ОС Windows на компьютере ученика действительно называется «необходимым программным обеспечением». Рекомендаций по использованию иных ОС на сайте системы нет. За разъяснением CNews обратился к директору МИОО академику Алексею Семенову, который пояснил, что пользователи других ОС могут пользоваться «Подготовкой» через веб-интерфейс.

Между тем, в гостевой книге на сайте МИОО сейчас можно найти несколько записей о затруднениях, которые встречают пользователи «Подготовки ЕГЭ» при попытках обратиться к системе посредством ОС Linux и браузера Firefox в том числе и через веб-интерфейс. По свидетельству Владимира Сорокина, его вопросы о поддержке системой Linux и Mac OS X, задаваемые в гостевой книге администраторам «Подготовки», удаляются.

Те же администраторы, отвечая на несколько вопросов других пользователей, подчеркивали, что «полноценная работа в системе возможна только в ОС Windows». Такая же формулировка встречается в методичках к системе: «В операционных системах семейства Linux нет возможности решать большинство заданий по математике», - признают их авторы.

Интересно, что супруга директора МИОО Алексея Семенова, Елена Булин-Соколова (опять - жена!), была замечена в причастности к двум событиям, связанным с открытым лоббированием ОС Windows в системе образования Москвы.

Одно из них связано с тендерами, по которым для новых московских школ должны закупаться компьютеры MacBook и Mac Mini c предустановленной Windows XP. Технические требования к этим тендерам составил Центр информационных технологий и учебного оборудования (ЦИТУО) под руководством Булин-Соколовой.

Второй случай лоббирования произошел в начале сентября 2010 г., когда ЦИТУО заказал российскому офису IDC исследование по изучению сравнительной стоимости владения СПО и ОС Windows в российских школах, которое основывалось на завышенных для СПО ценах. Впоследствии европейский офис аналитической компании признал, «что результаты этого исследования не отражают точки зрения IDC».

Директор по работе с системой образования Microsoft в России Игорь Баландин в ответ на вопрос, считают ли в его компании допустимым использовать в образовании какие-либо другие ОС помимо MS Windows, рассказал, что «официальная позиция Microsoft - это технологическая нейтральность и следование принципам конкуренции и свободе выбора. Это относится не только к школьному образованию, но и к использованию программных продуктов в любых сферах человеческой деятельности».

Бывшее руководство Владимира Сорокина заверило CNews, что его увольнение никак не связано с письмом к Медведеву. Татьяна Коляденкова рассказывает, что учитель проработал в ее школе три года, и был на хорошем счету «как опытный техник». По ее словам, заявление об увольнении Сорокиным было написано самостоятельно. Директор также заявила, что причинами его ухода не поинтересовалась.

Между тем, Владимир Сорокин рассказывает о претензиях, которые были ему предъявлены на субботнем собрании руководства школы, и называет их «смешными». В частности, в их числе фигурировал контентный фильтр, не позволяющий скачивать музыку.

По мнению Сорокина, давление на него было вызвано упоминанием CNews Центра информационных технологий и учебного оборудования (ЦИТУО) под руководством Елены Булин-Соколовой. ЦИТУО подчиняется Московскому департаменту образования, которым руководит Ольга Ларионова.

Елена Булин-Соколова - супруга директора Института открытого образования академика Алексея Семенова, разработчика и провайдера системы «Подготовка к ЕГЭ».

Бывший замдиректора полагает, что его увольнение было вызвано опасениями руководства, что его письмо президенту и публикация в CNews могут вызвать неудовольствие в ЦИТУО. По его мнению, оно может осложнить финансирование школы №572 по экспериментальным программам, которое осуществляет Центр - «Школа информатизации» и «Наша новая школа». Сорокин рассказывает, что это соображение упоминалось на собрании руководства школы, где он писал заявление об уходе.

Владимир Сорокин - активный учитель и методист. Около года назад он обращал внимание общественности на давление прокуратуры.

"Вдруг появляется молодой человек, который представляется помощником районного прокурора, демонстрирует удостоверение и, ни мало не смущаясь тем, что у нас мероприятие, заявляет, что ему нужно проверить, установлена ли на школьные компьютеры программа контентной фильтрации - СКФ. Проходит к компьютеру и пытается выйти в Сеть. И... сети нет! Пытается второй-третий раз соединиться с сетью, но все напрасно. "У вас нет сети!" - заявляет. Все учителя-участники семинара в один голос говорят: "Сеть была, мы только что работали в Интернете", на что помошник прокурора отвечает: "Я не верю словам, я верю тому, что вижу".

Следующим его вопросом был такой: "А у вас стоит программа СКФ?". "Нет", - отвечаю я. После чего проверяющий в блокноте делает соответствующую запись. (Как видите, поверил словам, а не глазам своим!). "А почему не стоит СКФ?" - спрашивает. Отвечаю: "СКФ устанавливается на Windows, а у нас Linux, для которой нет программы СКФ, фильтрация происходит несколько иначе". "А почему у вас не стоит Виндовс?" - очередной вопрос. "Школы переходят на ПСПО согласно решению Правительства", - отвечаю. "Но я был в других школах, там стоит Виндовс".

Начинает рассказывать: "Проверяю школу на предмет установленного контент-фильтра. Фильтр стоит. А на запрос "Изготовление взрывчатых веществ" дает ссылки, по которым сайты открываются". Учителя спрашивают: "Что нам делать, если СКФ плохо фильтрует контент? Мы установили СКФ, но он пропускает негативные сайты". Звучит такой ответ: "Вам нужно прийти к нам, написать заявление на провайдера Интернета, после чего мы будем его проверять. Без заявления мы этого делать не можем". 
Причем тут провайдер, если он не имеет единой школьной сети, доступ к ресурсам для которой можно было бы фильтровать".

В общем всё это скучно и грустно. Может Матвей Ганапольский устроит цир... бунт по этому поводу? Или Навальный навалится?
Previous post Next post
Up