А.ВЕНЕДИКТОВ: А чего тут говорить? Во-первых, никакой отставки Лужкова нет, то, что вы говорите. Он отправлен в отставку, он не подавал в отставку. Говорить, что Лужков ушел в отставку, это неверно. Его ушли. Это первое, это надо запомнить и поставить галочку.
Второе. Никакого отношения к президентским выборам, на мой взгляд, не имеет и Ольга Крыштановская здесь преувеличивает эту позицию. Потому что, конечно же, Лужков отправлен в отставку по обоюдному решению тандема. Никогда Дмитрий Анатольевич - это их договоренность была с Медведевым - не решил бы отдельно кадровые вопросы, те самые кадровые вопросы, которые относятся, впрочем, к компетенции президента. Это второе и очень важное. Поэтому никакого влияния. Ни на думские выборы, ни на президентские выборы это не повлияет.
Значит, теперь по закону «Единая Россия» внесет трех кандидатов, ранее согласованных с Сурковым, президенту Медведеву и Медведев из них выберет того, кто наиболее эффективно будет управлять городом и обеспечивать нужный процент на выборах парламентских «Единой России» и затем кандидата от тандема на президентских выборах. Это такое лукавство говорить, что это что-то решает.
И третье и очень важное то, что касается элит. Я обратил бы ваше внимание, что во времена Владимира Путина, за 8 лет Владимира Путина элиты практически были неподвижны. Их не снимали, не отправляли в отставку, Путин вообще делал это очень неохотно. Теперь он руками Дмитрия Медведева расчищает следующее поле. И поэтому как раз элиты после такого шага Медведева будут к Медведеву относиться с большим недоверием, потому что они не понимают, что их ждет. А вдруг президент отправит по утрате доверия?.. Хотя, этот указ еще надо посмотреть. Потому что, на самом деле, отправлять по утрате доверия можно только если то-то нарушено, то-то нарушено, то-то нарушено и то-то нарушено. Ничего из того, что в законе об увольнениях губернаторов, Лужков не сделал или, во всяком случае, это не установлено никакими ни прокурорскими, ни судебными органами. Понятно, что это решение абсолютно силовое, вполне правовое, но не вполне правовое, и поэтому, конечно, местные элиты к Дмитрию Анатольевичу Медведеву любовью не воспылали после этого.
Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: То есть, Алексей Алексеевич, получается, что все те комментаторы, которые у нас в эфире говорили, ну, не с восторгом, конечно, но с неким оптимизмом, что, вот, Медведев - он первый раз что-то сделал, какое-то решение принял - это самообман какой-то?
А.ВЕНЕДИКТОВ: Значит, Медведев это сделал не первый раз и не первый раз принял подобное решение. Я напомню вам, что (НЕРАЗБОРЧИВО) на чистку губернаторского корпуса от ельциновских кадров Медведевым проводился в течение всех двух лет или трех лет уже своего президентства. А что, Шаймиев не такой же тяжеловес? А что, Муртаза Рахимов не такой же тяжеловес? А что, Эдуард Россель или Егор Строев - не такой же тяжеловес?
Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Ну, к Москве, может быть, больше приковано внимание.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Не, ну, это информационная пена, безусловно. Но с точки зрения политического веса, безусловно, это все ельциновские, самостоятельные, в свое время избранные и переизбранные люди. Помните эту замечательную историю, как в 1993 году, когда Верховный совет попытался уволить Юрия Михайловича Лужкова, он стоял на трибуне: «Не вы меня назначали, не вам меня и снимать», - сказал он и ушел с трибуны парламента. А вот теперь другая история: назначал его президент и снял его президент, и ответить Лужкову нечем.
Поэтому никакого самостоятельного политического решения нет. Конечно же, в данном случае инициатором увольнения был Медведев. Я думаю, что он убедил Владимира Путина, которому было все равно и который понимал, что все равно в июне-мае Лужков уйдет, и до выборов 2012 года он уже не будет мэром Москвы, это было все - у него истекал срок. Поэтому Путину, скажем так, было все равно, и выбирая между Медведевым и Лужковым, в прямом, а я бы сказал интеллектуальном и политическом конфликте, который был... Причем, был каким образом? Вынесенным Лужковым в публичную плоскость. Да еще анонимно, через «Московский Комсомолец». Путин занял сторону Медведева, сказал: «Ну, хочешь - ну, давай. Поехали».
Вот, приблизительно так строилась эта конструкция. Поэтому, безусловно, это решение тандема, которое, еще раз подчеркну, не повлияет на результаты президентских выборов 2012 года.