Кованный уральский сундук начала XX века

Aug 18, 2017 00:57

Немного о том, как петровская индустриализация Среднего Урала породила местный кованный сундук и об одном старом сундуке с этой традиции.

В первой трети XVIII века местные медведи были явно в шоке. В неведомые лесные дебри, где еще жили вогулы, стояли немногие слободы государевых крестьян и таились незаконные староверческие скиты, вдруг понабежала куча народу да принялась рыть землю, строить плотины, возводить домны и подсобные мастерские, в общем заниматься разнообразной заводской деятельностью. Местные вздрогнули, побунтовали, получили по сопаткам от солдат и частично разбежались в более тихие места, частично стали привыкать жить рядом с заводами.
И хотя заводские работы были далеко не сахар, нахождение рядом с заводами имело и свои преимущества. Крестьяне забыли что такое баранта со стороны южных соседей: когда башкиры пошли в очередной раз бить и грабить казенных людей, В.Н. Татищев им быстро объяснил, что, хотя слово "геноцид" еще не выдумали,  показать его в деле он вполне в состоянии, посжигал ряд деревень и особо буйных деятелей публично спалил заживо в самом Екатеринбурге. На демидовских же людей налетать охотников не было, потому как хоть Акинфий Никитич и не знал мудренных европейских традиций, но по части закапывания врагов был знатным специалистом. Так что под защитой заводов жить стало гораздо спокойней и безопасней.
А еще на заводах внезапно обнаружилась куча ништяков - от отличного металла до крайне полезных инструментов. Петр I внедрял в российский быт пилы для делания досок, на заводах появились и вододействующие лесопилки, так что доска из крайне дорогого продукта (раньше ж ее выделывали топорами) стала вполне доступным материалом. Активно создавались при заводах кузнечные и механические мастерские, на которых делали инструменты и нужную фурнитуру. При Петре же на демидовских заводах наладили производство кровельного железа и жести, причем такого хорошего качества, что демидовскую продукцию охотно покупали за границей.
Доступность досок, листового металла и фурнитуры привела к появлению нового промысла - изготовлению кованных сундуков - то есть сундуков, оббитых жестью и укрепленных железными полосами. Народу на заводах и в окрестностях быстро прибавлялось, достаток имелся, а сундук в хозяйстве того времени - нужнейшая вещь. Потребитель расхватывал кованные сундуки как горячие пирожки. В отличие от обычных чисто деревянных ларей кованные сундуки меньше страдали от мышей, лучше выдерживали переезды и грабительские посягательства на хозяйское добро. Сундучный промысел процветал в Невьянске, Нижнем Тагиле и Быньгах - вокруг старых демидовских заводов, где сильны были староверческие общины, где своим кустарям с завода металл отпускали по низким ценам. Знатоки разбирались какой сундук лучше, благо на выбор были изделия буквально сотен разновидностей по размерам, изготовлению, замкам, материалам, отделке и т.д. Богатые сундуки расписывали, создавая настоящие произведения искусства, рядовые сундуки украшали скромнее, обычно краской либо краской же в накатку (валиком с узором), позднее открыли секрет узоров по жести - "морозца", химической обработки поверхности металла, создающей прихотливый узор, подобный рисунку инея на оконном стекле зимой.
К концу XIX века сундучный промысел крепко стоял на ногах, уральские сундуки активно продавались далеко за пределы региона, очень их любили в Средней Азии, для покупателей оттуда даже стали делать особо украшенные сундуки -  "бухарские". Обычные же сундуки были в каждом доме, да не по одному, чаще зеленые тагильские, которые особо ценились и выделялись. В то же время сундук начал восприниматься как нечто отсталое. Проклятый царизм с капитализмом дотянулись до рабочих поселков и деревень, так что если раньше народ на сундуках сидел, на сундуках спал и все ценное хранил именно в сундуках, то теперь сидеть хотели на венских стульях, спать на железной кровати, а хранить вещи в буфетах и шкафах.
Советская власть обеспечила сундучному промыслу второе дыхание. Миллионы людей остались без имущества, были вынуждены сменить место жительства и ютится в крайне плохих жилищных условиях. Поэтому забыв про мебель, которую неначто было купить, некуда было ставить и которую почти и не производили, народ вновь стал активно покупать сундуки, готовые к постоянным перемещениям и защищающие вещи от кражи или порчи. В Невьянске и Быньгах возникли артели по производству сундуков, где и возобновили свой старинный промысел еще дореволюционные умельцы. Во время войны в артелях делали снарядные ящики,а  после вновь вернулись к производству сундуков. 1950-е годы - последнее десятилетие процветающего промысла, большинство все еще использующихся сундуков сделаны именно в этот период. Но спрос на сундуки неуклонно падал - для городских жителей сундук был чем то исключительно деревенским, его стеснялись держать в квартирах, благо в 50-е годы  стали налаживать массовое производство мебели для населения. Неуклонно падало и качество изготовления сундуков. Ухудшилось качество металла, начали использовать сырую древесину, так как план и кто вообще доски годами сушить будет? Чай не при Демидовых, обойдется народец гнильем. Старые мастера умирали, профессия не была престижной, потому подготовка кадров не велась. Кризис был очевиден, и решили его просто - сундучное производство официально закрыть, артели сделать цехами мебельных предприятий. Так в начале 60-х годов промысел умер.
Но сундуки то еще живы и активно используются, спрос на них велик и цена хороших экземпляров тоже хороша. Причем покупают не только коллекционеры  старого быта, но и простые люди - старые сундуки удобны и если уж прожили минимум полвека - значит сделаны на совесть.
Про уральские сундуки мало исследований, не знаю их хорошей типологии и разбора по времени и месту изготовления. В музеях все сундуки скопом датируют обычно XIX веком, даже заведомо послевоенные экземпляры. Если на сундуке не указано, когда и где его сделали - неясно как его точно датировать. Судить можно только по качеству материала, гвоздям, узору и то крайне примерно. В свое время выдумал теорию, что дореволюционные сундуки можно отличить от советских по использованию метрической системы, но обмер сундуков доказал ее полную несостоятельность. Мастера - сундучники тихо бунтовали против советов и использовали дюймые меры даже в 50-х гг.)
Сундуки всегда уважал, поэтому когда подарили старинный сундук (с помойки вестимо) - весьма обрадовался. Но он был в крайне плохом состоянии, так что долго лежал, выжидая когда соберусь с силами и начну его чинить. Сундук стоил потраченных усилий - он заметно старее чем два других имеющихся (примерно начало XX века, место изготовления явно Средний Урал), и имел интересную особенность - чеканку орнамента. Мастера в условиях конкуренции боролись за внимание покупателей и некоторое время модным было украшать сундуки чеканнным, а не прокатанным краской узором. От этого быстро отказались, когда на практике выявилось, что чеканка нарушает полуду жести и дает ход ржавчине. Так что сундуков с чеканным орнаментом найти непросто, их гораздо меньше, чем обычных крашенных. Несколько дней чистил ржавчину с металла, долго возился с дном и петлями - вот наконец то сегодня сделал)
Сундук длиной 79 см (31 дюйм), шириной 38 см (15 дюймов) и высотой 31 см (12,5 дюймов). Ножек не имел, хотя часто домашние сундуки делались с ними, чтобы дно не сырело.




Три боковины и верх забраны железом полностью. В гвоздях что дредноут в заклепках)


Обратим внимание что лист сплошной - на советских сундуках 50-х гг. иногда для экономии металл порезан на квадратики и положен между полосами.






Дно было совершенно гнилым, пришлось снять и выкинуть, новые доски смысла брать не было - когда просохнут, их и повести может, так что для дна взяты доски из полок и ящиков комода и шкафа 50-х гг. Из-за особенности добытого материала пришлось пойти на нарушение традиции - раньше дно составляли три доски по длине, теперь же набил короткие по ширине сундука.


С петлями пришлось повозиться. Был изначальный просчет изготовителя - для тяжелой крышки поставленные петли со штырем диаметром аж два миллиметра были слабоваты. Естественно одну петлю пришлось менять еще давным - давно, но все равно петли были в плохом состоянии, штыри выгнуты. Крышка больше держалась на металлическом языке по центру - но тут не выдержало дерево, расколовшееся в месте крепления языка.


При ремонте сундук пришлось разобрать и при сборке петли не выдержали и вышли на пенсию. Так что поставил новые помощнее и заделал повреждения. Задняя часть не была сплошь окована металлом, ее от мышей и грабителей защищала стена дома. Дно тоже не оковывалось, были только металлические ленты для стяжки, но сгнили и убраны.


Для сохранности добра предусматривались два замка.
Первый в самом сундуке. Были популярны музыкальные встроенные замки - при открытии молоточки начинали выстукивать мелодию, так что хозяева могли проснуться и объяснить грабителю, где раки зимуют. На этом сундуке замок простой, ключ не сохранился.


Второй замок был навесным - предусматривалась навесная петля. Родная не сохранилась, подобрал подходящую по размерам. Обратите внимание, что навесная железяка совершенно закрывает замочную скважину - нельзя заранее тишком подобрать ключ.


Сундук никогда не был окрашен. "Морозец" по жести если и был, то совершенно убит ржавчиной. Пришлось всю поверхность долго шкурить и вымачивать WD-40. С украшений теперь только орнаментированные полосы. Интересен вопрос - что означают орнаменты? Опознаются только традиционные ромбы, на боковине узоры кажутся бессмысленным набором знаков.


Но возможно мастер изображал некие абстрактные восточные письмена да узоры, завлекая татарских или среднеазиатских покупателей?


В любом случае сделан сундук с душой и теперь готов к использованию. Можно показывать гостям, приговаривая: "Читали про клад капитана Флинта? Не скажу куда делись пиастры, но сундук определенно тот самый!"
Previous post Next post
Up