Константин Дмитриевич Носилов один из тех дореволюционных писателей и путешественников, что прочно позабыт потомками и поминаем лишь немногими краеведами и столь же немногими любителями литературы этнографической, про севера и тайгу. Он и при жизни не был шибко знаменит, не скандалил на публику, этапируя современников, трагической гибели героем
(
Read more... )
Официальная церковь не столь уж плотно опекалась Синодом, как того хотелось государству, слишком уж большая организация. Враждебность церковных иерархов приходилось подавлять силой (при Екатерине II вплоть до физического устранения). Синод вовсе не помешал православной церкви активно поучаствовать в свержении монархии, есть об этом прекрасный сборник документов: Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году. (Материалы и архивные документы по истории Русской православной церкви) / Сост., авт. предисловия и комментариев М.А. Бабкин. М., Изд. Индрик. 2006. -504 с.
Иноверцы Урала и Западной Сибири были для церкви занозой в пятой точке. Правительство долго не разрешало их крестить, так как некрещенные платили ясак шкурками собственно непосредственно в царский Кабинет, потому власти вольно смотрели на аборигенные "игрища" прямо под боком. Попытки христианизации вогулов и остяков велись непрерывно с начала XVIII в., времени митрополита Филофея (Лещинского)и упорно прекращались властями во избежание срыва сбора шкурок. Так что на конец XIX века в центре России были огромные просторы идолопоклонников с человеческими жертвоприношениями. Церковь это вряд ли радовало. Потому с 1893 года началась активная деятельность Обдорской миссии на Ямале по христианизации местных народов. Если N был в "деле" - вполне мог выступать разведчиком в поиске тайных капищ и уничтожении наиболее чтимых идолов, чем сильно облегчал выпадение аборигенов из язычества.
Могли ли некие церковные иерархи попросить своих прихожан с миллионами помочь некоему N в его благородных делах, не запрашивая разрешений и денег у Синода? Почему бы и нет. А. Омельчук вот указывает интересное "совпадение" - N ездил в Палестину как раз тогда, когда Русскую духовную миссию в Иерусалиме возглавлял его земляк - архимандрит Антонин https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BD_(%D0%9A%D0%B0%D0%BF%D1%83%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BD) И Антонин и N учились в Далматовском духовном училище и Пермской семинарии, Антонин, возможно, даже вместе с кем то из многочисленной церковной родни N.
Мне конечно больше нравится романтическая версия с кладом, но и на "церковной" версии можно насочинять интересные сюжеты.
Reply
"вполне мог выступать разведчиком в поиске тайных капищ" - Не думаю, что такая работа настолько хорошо оплачивалась.
"больше нравится романтическая версия с кладом" - Мне тоже нравится, но уж очень она романтична. Обычно археологические находки для Императорской Академии Наук делались в Одессе, на Малой Арнаутской улице. Вот это было реальное качество! А то, что было реально найдено, экспертами встречалось скептически.
"на "церковной" версии можно насочинять интересные сюжеты" - Но они менее убедительны, чем клад.
Reply
Вместе с тем, у аборигенов были несомненно и подлинные шедевры серебряной работы с Ближнего Востока и Ирана. Находка сотни таких вещей (а знатным идолам серебро жертвовали пудами) - вот и источник богатства.
"Не думаю, что такая работа настолько хорошо оплачивалась." почему бы нет. Мало находилось желающих три зимы погибать на Новой Земле в совершенно жутких условиях вдали от какой либо цивилизации. Да и помимо желания требовались крайне специфические навыки выживания, умение находить общий язык с аборигенами, которые от русских свои святыни прятали. Погибнуть в тайге или на болоте проще простого,а излишне любопытного могли и удавить или пристрелить. N, коли выполнял такие миссии и был удачлив, мог вполне получать хорошее вознаграждение - не напрямую с церковной казны,а от благодетелей - мирян. Но тут конечно сплошь гадания, вымысел.
Reply
"почему бы нет" - Я имел в виду, что церковь платила очень неохотно.
"не напрямую с церковной казны,а от благодетелей - мирян" - Так, наверно, могло быть, но гипотеза с кладом всё равно кажется более убедительной.
Reply
Выходит, у N, коли он нашел клад сасанидских изделий, был весьма редкий товар, коли Строгановы, собирая подобное серебро с XVIII века, набрали лишь около 30 предметов. И не Строгановым ли N и продавал? Их владения в Приуралье были с XVI века вплоть до 1917 года, даже в Европу везти предметы для продажи не надо.
Reply
"в Европу везти предметы для продажи не надо" - Тут такое дело: если подобный клад стал известен специалистам антикварного рынка, то они должны были первым делом установить строгую конспирацию, ибо вывезти ценности подобного масштаба из любого государства весьма проблематично. Соответственно, у Носилова руки были развязаны, он мог выбирать покупателей, а не искать их. И покупатели молчали бы.
Reply
Leave a comment