Эх, как мало мы ценим старые вещи... Когда то родные и привычные, стоявшие в домах дедушек, бабушек, тетушек и прочей родни, эти бесценные свидетели эпох умирали на свалках после переездов или смерти владельцев, сгнивали в гаражах или дачах, как будто тихо растворялись в воздухе по мере ухода поколений, помнивших войну и послевоенную разруху, хрущевские реформы и ранние брежневские годы. Сейчас и вспомнить страшно, что было потеряно, выкинуто или просто куда то исчезло бесследно из того, что было у родни. Сами владельцы старых вещей уж точно не рассматривали их как нечто, достойное уважительного хранения. Всё новое воспринимали как свидетельство долгожданного улучшения жизни и не собирались вспоминать былые страшные испытания, храня что-то старое и устаревшее. И если в детстве артефакты военных лет, разумеется, ценил и часть сумел сохранить, то насчет послевоенных предметов спохватился слишком поздно. Давно умерли люди и давно уже исчезли некогда знакомые вещи.
Однако сегодня словно открылась лазейка во времени и удалось выхватить из потока энтропии казалось бы давно потерянный артефакт. Заодно покажу и другие похожие вещи. Возможно, кто-то вспомнит и свое детство, где эти предметы казались вечными и внушительными.
Началось все с притаскивания домой в начале октября юбилейной "Ригонды" - с кратким ликбезом окружающим, почему этот гроб на ножках достоин хранения в стенах квартиры вместо вывоза на помойку. При обсуждении внезапно вспомнили, что и в нашем садовом домике, пожалуй, что-то такое вроде как лежало. Это сильно удивило: имевшийся там старый-престарый радиоприемник сломался, судя по моим туманным воспоминаниям, еще в начале 1990-х, с тех пор домик часто грабили, вытаскивали все металлическое, и предположение, мол, что-то могло остаться, выглядело весьма фантастичным.
Ну а вдруг? И, несмотря на зиму и снежок, потопал таки на сад, где уже давно не бывал. Только Индиана Джонс испытывал такие же чувства, что наполнили душу, когда, разбирая завал старых досок, пробрался на второй этаж. А там, на тумбочке около окошка, непонятно как пропущенный ворами, переживший кучу беспощадных войн с ненужным хламом, словно верная старая собака, ждущая загулявших беспечных хозяев, стоял радиоприемник с весьма хорошо сохранившимся деревянным с бакелитом корпусом. То, что вешь старая и весьма, было ясно уже по бакелиту, так что приемник поехал домой. Ох и тяжел да внушителен агрегат! Пятнадцать килограмм! Уважаю такое)
С гордостью представляю Вашему вниманию - изготовленный на знаменитом заводе VEF радиоприемник "Балтика" РЗ-1. Техническое описание можно посмотреть здесь
http://rw6ase.narod.ru/000/rpl_s/baltika.html Изготовлялся в 1950-1952 гг. Тогда же примерно и приобретен дедом, переведенным из Угмерге и Тракая в Вильнюс, где купил половинку частного дома и стал обустраивать быт. Заговори этот аппарат - мог бы рассказать кучу интересного о борьбе с националистическим подпольем, а потом и истории из буден уголовного розыска. В 1957 году этот радиприемник был среди немногих вещей, вывезенных из Литвы. На моей памяти уже жил на саду, так как у деда дома был тразисторный приемник (от того же VEF).
После очередной поломки из-за дефицита старых ламп "Балтика" осталась забыта и простояла на тумбочке, наверно ни разу оттуда неснимаемая, больше двадцати лет.
К сожалению, восстановить ее вряд ли удасться. Из шести ламп осталась только одна (и то не родная, с маркировкой 1968 года). Так что будет просто стоять украшением, сурово и чуть снисходительно поглядывая со шкафа своим единственным глазом на всякую современную электронную мелочь.
Увы и ах, таким же простым украшением останется и радиола "Ригонда моно", когда то первоклассная, дорогая и престижная
http://www.rw6ase.narod.ru/000/rpl_s1/rigonda_mono.html. С момента покупки в феврале 1968 года она все время была в одной квартире - у коллег моих родителей по заводу, но стала мешать (после стольких то лет совместной жизни?!) и в начале октября ее отдали мне. Соблазнили прекрасный сохран корпуса, наличие паспорта и уверения, что радиола рабочая. По факту, многие детали оказались демонтированными, об этом даже пришлось умолчать на первых порах, иначе красавица "Ригонда" поехала бы по первоначально задуманному маршруту в мусорный контейнер.
Но это же солидная вещь, причем прямо таки на генетическом уровне родная советскому человеку!
Так что их социалистическое величество уже вписалась в быт, обросла сверху скатеркой и геранью (ножки, правда, пришлось открутить во избежание эксцессов - завала радиолы при уборке комнаты).
Что интересно - "Ригонда" юбилейная - 50 лет Октября. Но прибалты сей факт отметили скромно - просто небольшой значок с годами 1917 - 1967 на панели - и никакой советской символики вообще!
В отличии от "Балтики" и "Ригонды" другая радиола с моего хранилища старого, но любимого барахла никакой истории, семейной или родственной, не имеет. Конечно ж известна марка "Урал - 57"
http://www.rw6ase.narod.ru/000/rpl_s1/ural57.html, но как и где она жила до того ноябрьского дня два года назад, когда мы встретились, - навсегда покрыто мраком тайны. Радиола сиротливо стояла на груде старой мебели возле нашей помойки, видимо освободили от хлама старых владельцев одну из расположенных поблизости сараек, а я как раз притопал с мусорным ведром. Сохран впечатлил, так что красавицу пригласил пожить на шкафу. Состояние внешне и по внутренностям вполне рабочее, но включать не рискую, все таки 56 лет агрегату.
Последний экспонат моей мини-коллекции радиотехники 1950-60-х гг. тоже приехал со старой сарайки в нашем квартале, валялся в ненужном хламе, на мусорку новым владельцам было лень нести.
Радиоточка! А по официальному - радиоприемник абонентский ФПК
http://www.rw6ase.narod.ru/1955/fpk.html - сохранился и шильдик завода - производителя - 1955 год выпуска. Именно с этого аппарата советские граждане услышали о запуске первого спутника Земли и о полете Гагарина.