Свердловский оперный театр жгёт напалмом, 1928 год

Nov 13, 2021 21:25

Куар-коды сильно усиливают графоманию, а тут еще прикупил стопку фотографий и открыток по театральной старине, как тут не расписаться небольшим циклом постов о замечательном прошлом и талантливых людях?

1920-е годы начались в РСФСР кошмарно и закончились ужасом политических процессов и коллективизации, но в промежутке несколько лет люди могли глотнуть свободы. Угар НЭПа недаром с ностальгией впоминали порой самые твердокаменные партийцы, а для простых граждан это были незабываемо изумительные годы. Расцвели театр и кино, волны новых культурных веяний докатились и до провинциального Свердловска.

Бомбой десятилетия стал конечно же приезд в город Театра Мейерхольда в 1928 году  https://catofoldmemory.livejournal.com/110876.html
Всеволод Эмильевич умел поразить даже искушенную столичную публику, что уж говорить о довольно наивных и неизбалованных зрелищами свердловчанах. Язвительный М.А. Булгаков в "Роковых яйцах" предрек Мейерхольду гибель под обрушившимися трапециями с голыми боярами в "Борисе Годунове", так что можно вообразить, что творилось на сцене в представлениях Театра Мейерхольда.

Мейерхольдовщина обернулась горькими слезами для Свердловского государственного оперного театра. Публика валом шла на представления Мейерхольда, несмотря на все протесты и осуждения местных критиков. Последним шансом переломить ситуацию стала попытка обвинения понаехавших в идеологической диверсии. С местных предприятий срочно были вызваны рабкоры и засланы на спектакль заезжих. Ожидалось, что рабочие осудят непонятное им искусство, но рабкоры не оправдали надежд, спектакли им очень понравились, так что в газеты пошли заметки, что рабочий класс с негодованием отвергает все обвинения в чуждости ему Театра Мейерхольда и такого искусства надо побольше, а кому не нравится революционная новизна так пусть пойдут "Лесом" Островского и не стоят на пути прогресса.

Театр Мейерхольда с триумфом покинул Свердловск, а Свердловский оперный внезапно ощутил себя в положении незадачливого путника, окруженного на лесной зимней дороге стаей голодных волков. Активисты с публики требовали сбросить скучный балласт классики с корабля современности и ставили вопрос нафига городу вообще театр с замшелыми постановками, когда есть прекрасное авангардное искусство? На беду местного театра дрогнуло даже партийное руководство, которое, видимо, тоже впечатлилось Мейерхольдом.
Руководство Свердловского оперного, озлённое отказом в выдаче ему пулеметов для расстрела ничего не смыслящих в высоком искусстве профанов, лезущих осквернять Храм Муз, воскликнуло в гневе: "Вы зрелищ хотите?! Ща покажем, звезды с глаз полетят!". И таки показали, не обманули.

Смотрим на открытку.  Это не главная героиня немецкого садомазо-фильма, это замечательная артистка  Фатьма Саттаровна Мухтарова - http://enc.permculture.ru/showObject.do?object=1804264936&viewMode=B_1803401803
причем в постановке Свердловского государственного оперного театра "Елена Прекрасная" - по оперетте Оффенбаха https://www.belcanto.ru/operetta_helena.html

Стек-хлыст особенно доставляет, советское искусство 20-х годов было действительно порой без тормозов.



Оффенбах на том свете конечно вздрогнул, но представляю какими штабелями укладывались свердловчане на представлениях, карет скорой помощи не хватало развозить по больницам откачивать от потрясения. Крайне интересно было бы посмотреть костюмы других героев представления и узнать, что ж там совершалось на сцене то.
Оперный театр мог торжествовать, публика была завоевана и повержана к ногам настоящего искусства.
Оборот открытки


 

Михаил Булгаков, Урал, графомания, артефакты, история Урала

Previous post Next post
Up