В продолжение колокольной темы.
Колокол - чаша - древний вид колокола, возникший в неимоверной давности бронзового века, когда древние металлурги выплавили сплавы меди, отличающиеся звонкостью и пластичностью. Первоначально видимо для получения звука использовались плоские гонги (те же зеркала), по которым били палочкой или о которые звенели специальные колечки - как на оленьем колокольчике
https://catofoldmemory.livejournal.com/155612.htmlПотом заметили, что выгнутые бронзовые листы лучше резонируют и создают более насыщенный звук. Закономерно появилось сразу несколько вариантов использования этого открытия: кимвалы - парные бронзовые тарелки, колокольчики с привычным нам подвесным языком внутри тела колькольчика, бубенцы и собственно колокола - чаши.
Любая металлическая кастрюля или миска в комплекте с половником уже превращается в изумительно эффективный по громкости инструмент. При активном использовании бронзовых чаш в ритуальной практике да и в повседневной жизни по всей Евразии выделить в археологическом материале именно чаши - колокола крайне сложно, зато в этнографических материалах они обильно представлены. Наиболее известны поющие чаши с Тибета и Непала, стремительно вошедшие в моду на волне увлечения восточной экзотикой. Дурачкам знатно с помощью этих чаш почистили чакры и карманы, особо невезучие таки дошли до настоящего шаманизма, куда лучше было не соваться.
Ажиотаж в публике и спрос на колокола - чаши закономерно привел к тому, что в мутном потоке бреда и сувенирок утонули настоящие древние традиции и артефакты. Причем поразительная древность некоторых вещей не перестает изумлять. В статье А.В. Бауло описано бытование в хантыйской семье чаши - колокола иранского производства X -XI веков
https://www.yamalarchaeology.ru/index.php/texts/etnograph/238-baulo-a-v-2008 .
Состояние изумительное, вот где настоящая культура и цивилизация, а не наш мир пластикового стаканчика. Предполагаю, что чаша вполне поющая.
В свое время посчастливилось купить современную поющую чашу хорошей работы - вещица изумительная, при некоторой сноровке выдает удивительные звуки. Возмечтал было навостриться так подобрать звук, чтобы вода в чаше закипела, но терпение окружающих выкипело раньше и тренировки пришлось прекратить)
Интересуясь колокольчиками, естественно поглядывал и на чаши - колокола, но старых экземпляров в наших краях не бывает, за новые хотят каких то нереальных денег, а уж фуфло под старину выставляется по совсем заоблачным ценам. Но настал праздник и на моей улице. У хорошего человека и прекрасного знатока старины посчастливилось недорого купить старинную чашу - колокол, привезенную из Японии. По датировке - первая половина - середина XIX века, еще домашинное производство. Точное название Буддийский алтарный колокол-чаша "Канэ" 鐘.
Рассмотрим ее поподробней. Большая, диаметр 21 см, высота почти 12 см. При этом легкая - вес всего 550 грамм - за счет тонких стенок, сам обод толщиной 0,7 см, но потом толщина стенок снижается наверно до 2-3 мм.
Чаша не литая, а выколоченная, что конечно определяет и неровности работы, заметные на фотографиях. Сплав, судя по красноватому цвету, с очень большим процентом меди.
Длительное использование чаши тоже оставило свои следы, есть аккуратно запаянная трещина. Использовалась в буддийских обрядах, наверно в небольшом семейном храме. В общественных храмах чаши - колокола были конечно значительно крупней, а дорожные чаши меньше по размерам.
Зачем нужно было покрывать почти всю поверхность этаким образом - неясно, возможно так улучшался звук чаши. Оставление двух чистых полос видимо указывает, что чаша поющая, но это надо к ней приноровиться, да и звук неизбежно будет хуже после стольких то лет использования чаши. А звон сохранился, гудит впечатляюще.
Так что знатное дополнение к колокольчикам, интереснейший артефакт.