Настоящую рецензию писать не с руки, не хочется увязать в этих литературоведческих дебрях, с протагонистами, композицией и тп. Просто впечатление рядового читателя после прочтения.
Книгу эту я ждала, ждала настолько, что купила в бумажном варианте, как только она появилась в интернет-магазинах. К слову сказать, 99,9% литературы последние лет семь читаю в электронно-пиратском виде). Ждала по двум причинам: понравилась и была созвучна моему внутреннему настрою "Мечеть Парижской Богоматери", и очень давно хотелось прочесть что-нибудь из разряда альтернативной истории, где белые победили красных. Ничего подобного до сих пор не читала принципиально, тк хотелось не просто очередной "фантазии на тему" от авторов романов про попаданцев и тп, а сочинения от православного автора. Хотелось почитать про такой вариант развития событий, в котором мне самой хотелось бы жить, ведь, как следует из моего профиля, я - православная неполиткорректная монархистка. От романа Чудиновой ждалось именно такого - реалистичного описания несбывшегося. Увы, как всегда бывает с ожиданиями, сбылись они хорошо если процентов на 15-20.
Цитирую из описания: "Это светлый «альтернативный» мир, где история России, стран Европы и США развивается в XX веке совершенно иначе, ведь в годы Гражданской войны победили не красные, а белые, в России была восстановлена могучая монархия, а Второй мировой войны вообще не было. С первых же глав у читателя возникает вопрос: а в самом ли деле автором был выдуман мир романа «Победители»? Уж слишком он реален, его фрагменты слишком часто просвечивают сквозь ткань нашей жизни.
Где реальность, а где - слабое ее отражение? Разберемся в этом вместе с главной героиней - молодой писательницей Еленой, только что издавшей свой первый роман о Гражданской войне. Но кто бы мог подумать, что зловещие тени кровавых событий начала ХХ века омрачат благополучный 1984 год процветающей Российской Империи?"
Постараюсь обойтись без намеренных спойлеров, но наверняка один-другой затесаются сюда.
Общее впечатление о "светлом альтернативном мире" хорошо иллюстрирует цитата из "Белой гвардии":
- После того как император Вильгельм милостиво поговорил со свитой, он сказал: «Теперь я с вами прощаюсь, господа, а о дальнейшем с вами будет говорить...» Портьера раздвинулась, и в зал вошел наш государь. Он сказал: «Поезжайте, господа офицеры, на Украину и формируйте ваши части. Когда же настанет момент, я лично стану во главе армии и поведу ее в сердце России - в Москву» - и прослезился.
Шервинский светло обвел глазами все общество, залпом глотнул стакан вина и зажмурился. Десять глаз уставились на него, и молчание царствовало до тех пор, пока он не сел и не закусил ветчиной.
Не то, чтобы лубок, но все слишком приторно-прилизано-сладостное-причесанное. Как вот это булгаковское "- и прослезился". Хотя и лубка хватает. Время действия - 1984 год, между тем в речи героев сохранены все дореволюционные обороты речи, обращения, сам быт будто законсервирован, и не изменился с 1900х. Хотя преемственность эту революция должна была нарушить, ведь гражданская война-таки прошлась по России, а царская семья была все же уничтожена. По тексту, Колчаку понадобилось десять лет, чтобы вернуть страну из бездны и реставрировать монархию, это достаточно долгий срок для того, чтобы все не смогло вернуться в первозданном виде на круги своя.
Итак, все будто законсервировано, главная героиня Нелли 24 лет (явно альтер-эго автора, хоть Чудинова и предупреждает, что все совпадения случайны) по характеру, поведению, образу мыслей - на 50% синий чулок, на 50% - пятнадцатилетняя девочка. И почему-то католичка. Возможно, что-то я пропустила, слишком длинные пассажи альтернативно-историческо-философского свойства пропускала (как сцены войны в "Войне и мире"), но почему она католичка, так и не поняла. Эта Нелли - личность немного "не от мира сего", совсем не интересуется окружающим - новостями, политикой, техническими новинками, все мысли только о научных трудах и тп, аж до степени карикатурности.
Первые две трети книги продираешься сквозь многословие, авторские ремарки, непонятно для чего нужные в сюжете встречи с современными медийными персонами, волею автора существующими и в ее альтернативном мире. Какое-то действие начинается уже ближе к концу книги, появляется интрига (некое ритуальное убийство, опасное для царствующего дома, но главгероине эта опасность не понятна). Периодически все это перемежается "флэшбеками" - неожиданными вспышками видений у главной героини, в которых она видит наш реальный мир и ужасается ему, придя в себя. Известный сюжетный ход, вспоминается даже какой-то наш фильм 90х годов, где некой графине снилось, что она работает судомойкой в столовой Общепита.
Лично мне интересны были описания событий гражданской войны в ее альтернативно-реальном виде - что ждало большевиков, и тп. Тут на все 100% с автором согласна. Но дальнейшие события она смоделировала уже не так удачно - реставрацию монархии во Франции, "мир-дружба-жвачка" всех монархических государств (Россия, Франция, Англия и тд). Америка - все еще республика, но ненадолго, к концу книги монархия и там будет введена. Жалкие остатки "мировой закулисы" (в лице недобитых красных) к концу книги тоже свое получат.
Итак, в целом, впечатление двойственное. Книга скорее понравилась, чем нет. Но перечитывать не хочется. Что называется, "не зацепило".
ЗЫ Ясно, пост несколько сумбурный, но хотелось написать, пока ощущения "не выветрились", книгу дочитала часа два назад.
Очень хотелось бы почитать другие отзывы, но пока не попадались. Автор же может сколько угодно объяснять, что подразумевал то-то и то-то, но читатель - последняя инстанция.
Upd: поняла, что мне напомнил чудиновский альтернативный мир - мир будущего у Ефремова, которого, кстати, она не особо жалует (поняла из постов в соцсетях). Но да, степень утопичности одинаковая, только наполнение разное.
И еще поняла, почему читала так быстро, пропуская некоторые пассажи - все ждала, когда же начнется то, ради чего хотелось прочесть эту книгу, а оно все не начиналось, и не начиналось... Только в последней трети произошло некоторое оживление действа, но в моих глазах книгу это уже не спасло.