О красоте католической духовности (часть 2)

Nov 10, 2013 01:57

Первая часть моих размышлений, вынесенных из многолетнего опыта, находится здесь. А я хотел бы продолжить.

Сегодня читал католическую книгу "В ожидании Евхаристии" (которую я уже отсканировал и скоро выложу на своем новом сайте!), и прочел фразу, которая, на мой взгляд, как нельзя лучше передает суть католической духовности и отличия ее от православной.

Цитирую: "Твоя радость Божьего ребёнка, радость человека, который является не рабом, а сыном и наследником неба, будет излучаться на других." [Конец цитаты.]
Как-то я спросил у одной православной девушки: "А почему в РПЦ всё сплошь мрачно-унылые лица видны?" - на что она ответила: "А чему радоваться-то? Грехи радоваться не дают!"
О, как я ее понимаю! Я сам, будучи в РПЦ, не мог выбраться из перманентной депрессии, потому что пытался что-то исправить, пыжился, корячился, но у меня ничего не получалось! Отчаяние сопутствовало мне всюду. А недавно я купил книжку "33 молитвы - Малый Католический Молитвослов" - и прочел там в одной из молитв (цитирую): "В прошлом мой разум был ослеплен и я не знал пути спасения, который Ты уготовал мне. Поэтому я пытался стать праведным перед Тобой с помощью добрых дел, не зная, что вся моя праведность - как запачканная одежда. Сегодня я вижу свою полную беспомощность, неспособность что-либо сделать, чтобы спастись. Как святой Павел я восклицаю: "Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?"  [Конец цитаты.]

Итак, я осознал свою ПОЛНУЮ неспособность изменить что-либо с помощью своих дел. Что же я имею? Собственное бессилие плюс кучу грехов. Чему же тут радоваться? Может, права православная девушка, которая сказала: "Мне грехи радоваться не дают?"  О да, она права... если надеяться на СЕБЯ. Когда я был в РПЦ, мне говорили: "ты ДОЛЖЕН быть таким-то и таким-то, хоть тресни - ты ДОЛЖЕН". А у меня не получалось! И я унывал, как и та православная девушка, о которой я упоминал выше. Как и многие другие православные. И я не понимал, в чем же дело? И только сейчас понял: та духовность, которой меня учили, НЕ БЫЛА ЕВАНГЕЛЬСКОЙ. Я учился быть РАБОМ и трясся от страха: что же мне устроит за мои провинности Бог-полицейский, который сидит на небе и зорко сечёт за каждым моим проступком, записывает его в свою небесную Базу Данных, чтобы потом вывалить это всё на меня в день Страшного Суда? И будет мне тогда полная жопа.

Менталитет раба таков, что он старается выполнить волю своего Грозного Господина из ужаса, как бы его за не-выполнения оной не сослали бы в страшное место, притом на целую Вечность! Вот действительно ужас! Какая тут, к дьяволу, радость! Ты стараешься изо всех сил, а тебе еще при этом и говорят: "Не обольщайся: всё, что ты делаешь - грех, гордыня и мерзость. Все твои поступки такие, даже те, которые тебе кажутся добрыми. Все они - мерзость. И ты сам - мерзкий презренный раб" (кто не верит - почитайте Добротолюбие).
  • "Помяни, Господи, рабов Твоих..." - вот суть православной духовности (как она мне представляется и как меня учили).
  • "Твоя радость Божьего ребёнка, радость человека, который является не рабом, а сыном и наследником неба, будет излучаться на других." - вот суть католической духовности (как я ее вижу в сегодняшней Католической Церкви).
"Пусть надежда приносит вам РАДОСТЬ" - говорит апостол Павел в послании к Римлянам (гл. 12)
"Кто делает добрые дела, пусть делает их с ВЕСЕЛЬЕМ" - там же.

"Но чему же радоваться-то?" - спросят меня иные (например, та православная девушка, которой радоваться грехи не дают).
Апостол Павел в своем послании к Римлянам отвечает: "Итак, всё зависит не от желания человека и не от его усилий, а от милости Бога" (гл. 9)
Вот еще один постулат католической духовности, которая основана на Евангелии: надейся на Бога, а не на себя. Христос сказал святой Фаустине Ковальской, что грешники должны прибегать к Его милосердию (существует даже икона Милосердия Божьего).

Я - слабый ребёнок (не раб - ребёнок! Это большая разница!), который всегда может прибежать к своему Отцу и попросить помощи. А уж Отец-то никогда в помощи не откажет.
Где получить такую помощь? В Евхаристии! Католическая книга "В ожидании Евхаристии" вот что говорит по этому поводу:

"Если бы ты постоянно с надеждой ожидал Святой Мессы, то твоё зло перестало бы ужасать тебя, перестало бы быть причиной постоянных разочарований и уныния. Тогда ты бы стал менее восприимчивым к искушениям, которые могут приводить тебя даже к тяжёлым падениям. Если же ты не ожидаешь милосердия Христа, очищающего тебя будь то в Евхаристии или в таинстве Покаяния, то не стоит удивляться, что сатана предлагает тебе всё новые искушения, которым ты поддаёшься, пока, наконец, заметные для всех падения не начинают ранить твою гордыню, связанную со стремлением к совершенству. А ведь Бог мог бы сделать тебя другим человеком, мог бы изменить твоё сердце, чтобы ты не только не загубил собственную жизнь, но и чтобы приближал к Богу других людей. Живя молитвой ожидания Евхаристии, ты увидишь, что происходит постоянное погружение тебя в плоды Искупительной Жертвы и постоянное очищение, даже если твоё зло наистрашнейшее, ибо перед бесконечным Божьим милосердием, которое изливается тогда на тебя, всё это зло - ничто."

Вот она - католическая духовность, над которой смеется православный профессор Осипов. Она такая светлая, тёплая, радостная, и такая по-настоящему евангельская!

"Человек, живущий голодом Евхаристии, удостоится дара особенных милостей. Тот, кто доверчиво протягивает руку к Богу, отвечает на призыв Христа: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучите, и отворят вам»" (из католической книги "В ожидании Евхаристии"). Каких же милостей удостоится такой человек? Бог вполне может сделать его святым. Да, да - католическая духовность говорит, что мы ВСЕ призваны стать святыми. Слышите? Все!

Вот такая она - католическая духовность, пронизанная Светом, а не страхом. Согласно ей, я - Божий ребёнок, призванный стать святым.

...одна из моих любимых иконок, висящих в моей комнате




Католическая Церковь, Евангелие, католическая духовность, католические святые, Христос

Previous post Next post
Up