И вот что интересно: любому кто читал Новый Завет, должно быть очевидно что христианство это очень радостная религия . Но что сделали с Евангелием в средневековье? Людям нравилось наверно пугать друг друга геенной - да и удобный это метод контроля над народными массами чтоб вели себя поприличнее. На Западе Церковь всегда была намного свободнее от власть имущих чем на Востоке - и когда средневековая модель культуры исчерпала себя, без сожалений рассталась с суровым недобрым благочестием. На Востоке не случилось этого. До сих пор. Католичество есть универсальность как внутрення свобода идти за Христом а не за кесарем. Даже средневековье римокатоликов было пронизано этим радостным духом свободы во Христе - на Востоке государственная Церковь могла лишь подвигнуть сотни тысяч христиан бежать от мира в пустыни. Восток так и не воцерковился до сих пор имхо. Монашеская восточная монофизитская враждебность к жизни пропустила мимо ушей даже великую весть (артикулированная Тридентским Собором) что воскресший Господь Иисус Христос уже с нами
( ... )
"на Востоке государственная Церковь могла лишь подвигнуть сотни тысяч христиан бежать от мира в пустыни"
Такой подход меня всегда изумлял: мир объявлялся как "зло - однозначно", и от этого зла предписывалось срочно бежать в леса и пустыни. Но тогда нужно ВСЕМ верующим идти в отшельники, всем без исключения. Я вот не мог быть мирянином и при этом жить в мире, который (как говорили и писали) зло и мерзость.
Благочестие православного востока по преимуществу - монашеское и в миру оно "не у себя"; только в монастыре (хорошем) возможно увидеть смысл православия - если конечно вместо смысла не встретить совершенно безумные формы спиритуалистического изуверства в монашеской среде. Сам устав богослужения, постов, обычаев (молчание, "плач о гресех", необщительность, настороженность к внутренним и внешним "искушениям" и т.д.) - взят с монастырских уставов. Почему так вышло - наверно светским властям было удобно такое вот безволие ("отсечение воли перед духовным отцом" - в миру перед начальником и конечно царём) своих граждан и потому и насаждалась именно эта форма христианства, превращающаяся в миру в нечто противоположное изначальному смыслу свободы и радости в Боге, ради которых люди и бежали в монастыри от развращённого государственного христианства Византии. В монастыре да, бывает радостно поначалу. Потом крыша начинает ехать.))
"наверно светским властям было удобно такое вот безволие ("отсечение воли перед духовным отцом" - в миру перед начальником и конечно царём) своих граждан и потому и насаждалась именно эта форма христианства, превращающаяся в миру в нечто противоположное изначальному смыслу свободы и радости в Боге"
Ну да, так проще народные массы контролировать. Я раньше считал, что надо только слушать, что говорят, а если начать самому думать, то так обязательно впадешь в грех и ересь - об этом даже в "Добротолюбии" говорится. Поэтому многие предпочитают только слушать других, а не думать сами, и решать сами.
"И вот что интересно: любому кто читал Новый Завет, должно быть очевидно что христианство это очень радостная религия ."
Должно быть, очевидно не всем: в воскресной школе одна православная монахиня учила нас: а) смеяться - грех. Христос не смеялся, и нам это грешно. б) улыбаться можно, но только уголками рта. Если ты улыбаешься, и видны зубы - то это уже грех.
И потом, я спросил у одной православной девушки: "а почему все такие мрачные?" - на что она ответила: "А чему радоваться-то? Грехов вон сколько, они радоваться не дают". Это суждение, кстати, и мне в мозг прочно въелось - не знаю, как избавиться от него.
Радость о спасении - она как бы обязывает к чему то чудесному и ещё неведомому а это ответственность перед Богом и собой да и попросту страшно вверить себя Господу без остатка; проще сказать себе "я смирен - значит я грешником себя считаю - значит Бога нет со мной - значит ничего я не могу - значит так и надо жить". "Католики и протестанты радуются о Боге, о спасении - значит я не должен радоваться о Боге - значит я смирен" - и так далее.)))) Св.Тереза Младенца Иисуса научила всех даже любить своё бессилие как место встречи со Христом и радоваться о этом бессилии. "Если бы я была грешнее всех людей я бы не менее радовалась о Спасителе" - примерно так говорила она. Главное что я иду к Богу всеблагому, бесконечно доброму и всепрощающему - на этом пути даже мои падения помогают идти быстрее, заставляют любить Бога ещё больше - ведь чем менее надеешься на себя, тем более стремление ко Христу.
Reply
Такой подход меня всегда изумлял: мир объявлялся как "зло - однозначно", и от этого зла предписывалось срочно бежать в леса и пустыни. Но тогда нужно ВСЕМ верующим идти в отшельники, всем без исключения. Я вот не мог быть мирянином и при этом жить в мире, который (как говорили и писали) зло и мерзость.
Reply
Reply
Ну да, так проще народные массы контролировать.
Я раньше считал, что надо только слушать, что говорят, а если начать самому думать, то так обязательно впадешь в грех и ересь - об этом даже в "Добротолюбии" говорится. Поэтому многие предпочитают только слушать других, а не думать сами, и решать сами.
Reply
Должно быть, очевидно не всем: в воскресной школе одна православная монахиня учила нас:
а) смеяться - грех. Христос не смеялся, и нам это грешно.
б) улыбаться можно, но только уголками рта. Если ты улыбаешься, и видны зубы - то это уже грех.
И потом, я спросил у одной православной девушки: "а почему все такие мрачные?" - на что она ответила: "А чему радоваться-то? Грехов вон сколько, они радоваться не дают". Это суждение, кстати, и мне в мозг прочно въелось - не знаю, как избавиться от него.
Reply
Reply
Leave a comment