Предисловие: статья написана православным человеком, НОРМАЛЬНЫМ христианином, который не циклится на собственной праведности и на том, какие иноверцы все страшные еретики. Православный с симпатией показывает буддистский монастырь, стоящий далеко и высоко в горах. Ну, а я хотел бы познакомить с этим материалом вас.
Оригинал взят у
gm_dar в
Монастырь Mu Gompa в долине Tsum 1. Самая дальняя обитаемая точка в долине Тсум - монастырь Му гомпа. Сейчас в нем живут четыре монаха.
Что сказать, дорогие друзья. Вот идеал монашества, о котором я читал в книгах. Во всем. Начиная с того, что им глубоко безразлично кто мы, откуда и зачем пришли, заканчивая отношением к собственности - у них ее нет и они ничем земным не дорожат. Вместе с тем, отношение к людям самое любовное. Попадаешь туда и понимаешь, что попал не просто к друзьям, но живешь тут уже сотню лет. Никакого панибратства и игры нет вовсе - все просто и по-домашнему.
Высота около 3500. Очень холодно и голодно.
2. Вид обратно.
3.
4.
5. Монах призывает на службу - пуджу. По традиции это делают с помощью большой раковины.
6. Храм. Вверху книги.
7. Монахи очень улыбчивые и спокойные.
8. Перед пуджей нужно выпить тибетского чаю с молоком. Очень холодно.
9.
10.
11.
12.
13. Тибетские книги.
14. Трубы.
15.
16.
17.
18. Главный храм обители.
19. Главный храм обители внутри.
20. Соседний маленький храм.
21. Когда-то очень давно в этих краях был охотник. Потом он понял, что убивать зверей грешно и принес свое ружье в монастырь. Ружье повесили в храме и с тех пор оно там висит. Может сотню лет, может больше. Ружье старое, кремниевое.
Знаете, что для меня было необычным? Я подошел к алтарю, снял старинное ружье и вынес его на улицу для фото. Никто не сказал мне ни слова. Монахи считают себя путниками на земле и им их монастырь принадлежит так же, как и мне. Они не станут делать никаких замечаний и вообще не обращают внимание на мои поступки. Мы тут на равных. Один из монахов вышел специально попозировать для меня.
22. У них очень тяжелая жизнь. Дрова нужно заготавливать самим (они как раз заняты сбором хвороста), питания почти нет (помогают местные жители), блюд на всю жизнь два - тсампа и далбад ( о них я уже писал). Но улыбки на лицах всегда. Да и отношения к простому человеку очень сердечное.
23. Дальше в долине жителей нет. Мы попытались пройти к китайской границе, но не смогли. Дорога очень опасна, осыпь, на днях тут сорвался и погиб як. Решили, что дальше не пойдем.
24. Монастырская собака - символ буддистского отношения к жизни - сплошное спокойствие. Обратите внимание на монументальность будки.
25. Гостевые домики. В них нет света и отопления, но есть странные серванты со стеклами. Зачем их сюда завезли я не знаю. Доставить это можно было только на вертолете. Но зачем??? Гостевых комнат несколько десятков. Когда мы пришли, гостей кроме нас не было вовсе. Вечером местные жители накормили нас тсампой. Что ели монахи и ели ли вообще мы не знаем. Для меня вообще загадка как там можно жить в таком холоде и голоде. Лично я таких монастырей на территории РФ не знаю. Только читал о них в книгах.