Предисловие: Обожаю читать и перечитывать "детские" книги замечательного писателя Владислава Крапивина. В них поднимаются такие интересные и глубокие вопросы! Вот сейчас с упоением перечитываю (в который раз уже) его повесть "Бабочка на штанге" (даже писал о ней в своем прошлом, православном журнале). Сейчас же меня зацепили рассуждения писателя о добре и зле, и о природе добра. Хочу прямо процитировать текст. В конце- самый важный абзац. Итак, в нижеприведенном диалоге участвуют 3 человека:
1) Ян Яныч - хозяин таинственного кафе "Арцеуловъ"
2) Чибис - Максим Чибисов, школьник 12ти лет
3) автор повествования Клим Ермилкин, одноклассник Чибиса (в диалоге по имени не упоминается)
- А философия у нашего Арцеулова была такая, что мол со времен создания мира борются на свете добро и зло, а толку никакого нет… - сказал Ян Яныч
«Что нового в такой философии?» - мелькнуло у меня.
- Потому что иногда трудно разобраться: где что? - вмешался Чибис. - Добро иногда оборачивается злом и наоборот… Нам про это отец Борис на занятиях говорил. Надо, мол, учиться отличать одно от другого, разбираться правильно…
- А поди разберись, - хмыкнул Ян Яныч. - Палестинцы ракетами раздолбают в Израиле какой-нибудь кибуц и считают, что это добро. Израильтяне же полагают, что добро, когда пожгут палестинские кварталы. Каждый считает, что он прав, и в этой самой правоте видит торжество добра… Или вот пример! Леонид Васильич незадолго до смерти мне рассказывал.
«Смотрю, - говорит, - недавно передачу про каких-то иностранных охотников. Они рассказывают, что охота у них теперь гуманная. Стреляют не из ружей, а из луков, как в старину. Мол, у зверя больше шансов спастись… И показывают свое оружие. А это уже не обычный лук, а по виду что-то вроде небольшого велосипеда. Колеса там для натягивания тетивы, приспособления всякие. И точность такая, что за сотню метров можно попасть стрелой в их английский пенни или там австрийский шиллинг… А потом сцена охоты. Все по закону, разрешение получено в государственной конторе… Стрела - точнехонько в бок пятнистого оленя. И все это показывают в натуре. Как лежит он, бедняга, вздрагивает, глаза уже под пленкой… С точки зрения лучника это - добро. А с точки зрения оленя?..
- Сволочи… - тихонько сказал Чибис.
- Это ты, Чибис, так считаешь, - с шумным вздохом отозвался Ян Яныч. - А они не так… Они рассуждают, что олень - существо низшего порядка и человек ради собственного удовольствия имеет право убить его… И смотрите: ведь не ради спасения от голода, а только ради охотничьего азарта! Ну, допустим на один момент, что олень действительно второсортное создание природы. Которое можно вырвать из жизни, как репку из грядки… А как быть с ребятишками, которые смотрят эту передачу? Которые недавно видели кино про олененка Бэмби или читали про него книжку? Они что будут думать про эту охоту? А может, захотят для себя лук с колесиками? Подумаешь, Бэмби! Зато как заманчиво: натянул, прицелился - и р-раз… Будто в игровом автомате… И пошли пить пиво.
Я подумал и сказал… Не хотелось про это говорить, но раз уж речь зашла о философии, куда денешься. Это ведь такая наука, которая докапывается до истины. Вот я и выдал:
- Убивают не только оленей. Гораздо больше убивают людей. Каждый день слышишь: то бизнесмена какого-нибудь, то депутата, то директора банка… И это уже не бандитизм даже, а просто политика. Приличные люди в очках и галстуках устраняют конкурентов. Как бумажных солдатиков… Мама говорит, что мир сошел с ума…
Ян Яныч не удивился моим словам.
- Похоже на то… Леонид Васильич рассуждал примерно так же. И объяснял жестокости мира тем, что люди не понимают природу добра…
- А что за природа? - насупленно сказал Чибис.
- Всякие представители ученого мира, социологи, психологи и тому подобные академики любят рассуждать о диалектике человеческих отношений. О том, что разные люди добро понимают по-разному…
И не учитывают эти мудрецы простую вещь. Что само по себе добро - абстрактная философская категория… ну, то есть вроде математической формулы, которую можно засовывать в разные уравнения. От того, как засунешь, получается результат, нужный тому, кто решает задачку… Это холодное добро, без чувства… А у настоящего человеческого добра должно быть одно необходимое свойство…
- Какое? - сказали мы с Чибисом.
- Самое простое. Доброта. Добро должно быть с добротой. Не с кулаками, как талдычат нам иногда, а именно с добротой… Так говорил мой друг Леонид Васильич Арцеулов… В самом деле: если в человеке добро с добротой, он не станет стрелять в оленя. И в человека не станет… То есть бывают случаи, когда надо защищаться или выручать друзей, но убивать кого-то ради своей выгоды тот, а ком есть доброта, не будет. Это же как «дважды два». Не станет молотить дубинкой беззащитных студенток на митинге, не будет похищать ребятишек, чтобы продавать за границу «на запчасти» (недавно в соседнем городе раскрыли такую банду), не затеет снос окраинных домишек, в которых доживают век пенсионеры…