Вслед
произошедшей дискуссии по поводу ещё несостоявшегося законопроекта я хочу немного развернуть - в чем именно могут быть возражения к законопроекту и движению вокруг него.
Эта тема, вокруг которой сразу разгорелся спор даже в нашем молодом сообществе, специально сформулирована определенным образом. Она ставит любого, кто задумает возражать ей, в очень некрасивую позу. Это фактически звучит так: «Вы против закона о профилактике семейного насилия? Значит вы за домашнее насилие». В ловушку этого умозаключения легко попасть. Всё сложнее, как водится.
В любом обществе существует проблема насилия в семье в той или иной мере, она неискоренима как неискоренима людская злоба. Существует эта проблема и в нашем обществе - в том или ином виде, и, на самом деле, без статистки не очевидно, в каком именно. Но решением этой проблемы не является принятие закона "о профилактике семейного насилия" в том виде, о котором идёт речь. Почему?
1. Действительно, все важные правовые случаи, касающиеся защиты прав личности, здоровья и благополучия граждан, должны описываться законами. Описывается ли законами домашнее насилие? Да. Конституция Российской Федерации утверждает право на жизнь, здоровье, частную собственность, воспитание и т.п., гарантирует защиту прав и свобод любого гражданина РФ. Семейный кодекс определяет жизнь семьи и нормы правого регулирования взаимоотношений её членов. Уголовный кодекс определяет преступные действия против личности и правила наказания. По всем случаям жестокого обращения в семье у нас можно обратиться в полицию и во все прочие установленные инстанции. Это могут делать и сами граждане, и обязаны делать работники детских учреждений (если имеются признаки насилия у ребенка).
Но!
2. Всякий, кто вспомнит в контексте семейного насилия про наши Кодексы и Конституцию, тут же возразит: у нас законы не работают, у нас процедуры - ужасные, у нас суды ничего не решают и т.п. Известный факт российской действительности - законы у нас работают плохо, а вся система правового взаимодействия различных уровней общества работает ещё хуже. Об этом знают все, но почему-то думают, что решение какой-то социальной проблемы лежит в создании нового закона. «Есть проблема - создали закон - нет проблемы». Совершенно непонятно, откуда берется такая картинка у людей, живущих в России. Введение дополнительного закона ничего в реальном поле реализации правовых норм не изменит. Если участковые и опека сейчас боятся посещать дома алкоголиков, дебоширов и наркоманов, и свою «норму» выполняют за счёт слабых и беззащитных семей в тяжёлых ситуациях, то от появления нового закона рвение преследовать реальных преступников у них не возрастёт, а поводы для преследования беззащитных увеличатся. Создатели петиции о внесении законопроекта ссылаются на несовершенство Уголовного кодекса и на то, что процедура защиты себя для жертвы очень сложна, что никто не хочет лезть в эти дела. Каким образом новый закон должен изменить эту ситуацию без изменения кодексов, самого правового мышления у граждан и процедурных вопросов?
3. Едва ли могут быть какие-то нарекания к тому, чтобы активнее защищать тех, кто находится в опасности, создавать убежища (для чего, кстати, не нужны никакие законы, как и для создания бесплатных столовых для бедняков). Нарекания вызывает стремление под этим соусом продвинуть новое понимание насилия - как аморфного «любого психологического, физического и экономического насилия над личностью». Это "насилие" - то, что происходит в любых семьях, в которых не происходит никакой уголовщины, т.е. в подавляющем большинстве семей России - споры, разногласия и наказания. Через подобные формулировки этот закон становится инструментом вмешательства в жизнь семьи по любому поводу разногласий и воспитательных действий, не являющихся уголовными преступлениями или административно наказуемыми нарушениями. Это не побои, не инцесты, не пытки, и не жестокие издевательства, о которых все сразу думают. Те, кто имеет опыт насилия или знаком с жертвами домашней травли, вступают на защиту законотворцев. Но так ли уж необходимо защищать одних людей, ставя под удар других? Защищать жертв насилия, открывая широкие возможности стать жертвами самоуправства чиновников и социальными сиротами - и, опять же, жертвами насилия на улицах и в детдомах. Правовое невежество в благих целях тоже имеет своих жертв, и число этих жертв исчисляется тысячами.
4. Мне кажется очевидным, что разведение шумихи вокруг законопроекта преследует не ту цель, которую заявляет. Преследуемая цель - создание негативного образа семьи. На Citizen.Go был открыт сбор подписей против лжи именно потому, что цифры и разговоры вокруг законопроекта имеют большое значение. Заставить общественность поверить в эти 40-70% убитых и покалеченных в семье из всего числа убитых и покалеченных по стране - это равносильно утверждению: «Семья - опасна для жизни. Семья - это проблема общества». Вдумайтесь в эти цифры. 40-70%!? Т.е. семья опаснее, чем все аварии, ЧС, тюрьмы, наркопритоны и публичные дома, вместе взятые?
Отсюда уже будет следовать то, что людям лучше без семьи. Детям лучше без семьи. Каждая такая акция подталкивает общество к тому, чтобы спокойно воспринимать изъятия детей из семей, разводы и сожительства, и перестать верить в нормальность традиционной семьи (не той, которая в мифическом домострое, а той, которая нерасторжимый законный союз мужчины и женщины, рождающий детей и воспитывающих их своими наследниками). Благодаря таким петициям общество перестаёт верить в то, что это вообще нормально - устойчивая суверенная семья. Особенно важно слово «суверенная».
Я на всякий случай повторю мысль, потому что очень важно: мы против того, чтобы ради благой цели создавать общественное мнение, враждебное семье как институту.
4. Откуда в семье берётся насилие? Это правовая проблема? Домашнее насилие существует потому, что нет закона с названием «против домашнего насилия»? Допустим, в правовом поле отсутствует право родителей на получение от государства денежных пособий или налоговых послаблений. Это правовая "проблема". Если государственные органы принимают официальный документ о выделении средств для родителей, то родители начинают получать пособия или освобождаться от некоторых налогов. Что произойдёт при введении закона против домашнего насилия? Дебоширы перестанут бить родных, пьяницы - пить, наркоманы - колоться, психически неустойчивые сразу с утра пойдут к психотерапевтам? Нет. Я повторюсь, законы, запрещающие все действия, угрожающие жизни и здоровью любого гражданина, у нас и так есть. Однако, люди погибают тысячами от жестокости, невнимательности и приверженности иных граждан преступным привычкам. Насилие в семье - это культурно-социальная проблема, которая зависит, прежде всего, от нравственности и условий жизни граждан. Право удерживает границы. Так же, как и в ваших семьях, послушание и прилежание ребенка зависит, прежде всего, от понимания им основ нравственности, от любви, существующей между ним и родителями, от культурного уровня семьи. Семейные правила наказаний устанавливают границы, но если у семьи нет определённого нравственного и культурного поля, то никакие наказания не помогают справиться с ребенком, каждое наказание только ухудшает ситуацию.
Насилие в российских семьях очевиднейшим образом связано с культурно-социальной ситуацией, поэтому любому образованному человеку, как мне кажется, должно быть понятно, что проблема домашнего насилия может решаться правовым образом только через государственную поддержку семьи, имеющую целью улучшение уровня жизни. Никакие другие меры здесь не принесут значительного результата. Что же нужно семьям, чтобы из них максимально ушли насилие, жестокость, холодность?
- Улучшение качества работы. Соответствующий закону рабочий день и неделя, чтобы отцы и матери могли общаться со своими детьми и иметь время для общей жизни. Зарплаты, на которые можно жить, желательно, такие, чтобы семья могла жить на зарплату одного родителя, пока другой растит детей (чтобы была такая возможность!). Устранение дискриминации при приёме на работу для матерей. Спокойное отношение к родителю, приходящему на работу с детьми. Работодатели, которые идут навстречу семейным обстоятельствам. Налоговые и финансовые нормы для предпринимателей, учитывающие семейные обстоятельства и т.п. И чтобы всё это работало!
- Поддержка производств, предпринимателей, которые создают рабочие места.
- Улучшение ситуации с образованием - и школьным, и домашним, и высшим, и дополнительным. Улучшение ситуации со всей этой сферой, от которой зависит воспитание личности.
- Образование, дружественное семье. Воспитание обществом людей, ориентированных на семью, подготовленных к браку и воспитанию собственных детей. Медицина, дружественная семье. Государство, дружественное семье.
- Положительный социальный образ семьи. Правовая защита и поддержка полной семьи (а то такое впечатление, что с точки зрения государства неполная семья является общественным идеалом).
- Продвижение идеалов нравственности, верности, идеала крепкой традиционной семьи.
- Продвижение идеала отца и мужа как кормильца и защитника и отдельно - распространение мужского воспитания - не в духе русского мужика, а в духе русского офицера и аристократа, который чтит в каждой женщине мать.
- Города, приспособленные для семей с маленькими детьми и стариками, для колясок и маленьких пешеходов.
и т.д. и т.п.
Я хочу обратить ваше внимание на то, что большинство российских семей живут в таком состоянии, в котором сохранять человеческое лицо и психическое равновесие очень сложно. Уровень озлобленности и социального недоверия у нас очень высок (видимо, это означает для кого-то, что нужно принять закон против озлобленности и закон о доверии ближним). Никакие законы не в силах «поставить на место» людей, доведённых до крайности. Уровень текущего воспитания и образования - огромнейшая проблема. Будущие насильники в семьях сейчас растут в наших обыкновенных школах, растут они там исключительно по законам «Повелителя мух». Конечно, есть исключения, но вы можете послушать учителей и работников образования, если не верите этому. И никакие законы против домашнего насилия не помогут справляться с людьми, выросшими с такими моральными установками.
Современные правовые и общественные «телодвижения» даже в тех случаях, когда они преследуют благие и прозрачные цели, создают плохую репутацию семье. Если годами твердить, как всё плохо, все поверят. Голоса всех российских движений и организаций, которые хотят донести представление о ценности семьи, ввести в общество благополучные и устойчивые семейные модели бытия, тонут в море негатива и порицания. В конце концов, сама идея института семьи становится сомнительной, семья начинает казаться средоточием всех зол.
Немаловажно то, что движение как бы «против домашнего насилия» поддерживается феминистскими организациями. Феминистское движение по-прежнему в значительной мере есть движение против мужчин, осознают его участницы это или нет. Одним из их заблуждений является мнение, что чем больше мужчину социально притеснять и гнать, тем более смирным и «социальным» он будет. В нашем обществе мужское воспитание мужчин, сильная позиция мужчины в обществе и семье давно является исключением. Яркой отличительной чертой мужественности является умение справляться с эмоциями, действовать разумно и последовательно. Истинная мужественность - это культура сдержанности и стойкости. И факт в том, что мужчины, воспитываемые женщинами, теряют эту важную черту. Они неустойчивы и эмоциональны, но биологически и этически хотят быть значимыми. А неустойчивый человек, человек, потерявший доверие и надежду, часто добивается значимости при помощи насилия и лжи. Круг замкнулся. Поэтому общественное вытеснение мужчин, гонения, принуждение их к женскому воспитанию и руководству должно привести и приводит к увеличению психической неуравновешенности и насилия в обществе. Всё это лишь льёт воду на мельницу идеала «мачизма» в худшем смысле и мужской безответственности, приводит к разрушению семей и сиротству детей. И это лишь вершина айсберга.
P.S. В любой социальной проблеме каждый должен задумываться о том, какую именно он несёт ответственность за перемены к лучшему. Легко подписаться под очередным бессмысленным законом, который не решает проблему. Легко потребовать от государство, чтобы оно решало все общественные проблемы, создавало убежище, утешало и защищало всех страдающих. Но в любом нормальном обществе всё это делают граждане. Они создают благотворительные организации, они поддерживают тех, кто защищает и спасает людей. Они помогают своими взносами и распространением информации. Они повышают уровень социального доверия. Именно это и мы должны противопоставлять злу и насилию. Наши конкретные предложения:
- это поддержка Citizen.Go,
- поддержака МОО "За права семьи" и других просемейных организаций,
- создание сообществ и организаций, которые защищают права членов семей,
-
изменение своего поведения и отношения к другим людям в духе доброжелательности и взаимопомощи.