"Война и мир. Русский Пьер" в театре Модерн.

Dec 11, 2019 19:54

Я уже много раз признавалась в любви к Ю. Грымову, точнее, к спектаклям, которые он ставит в театре Модерн. Свой, особый взгляд на вещи - это дорогого стоит. Помню, как я лет 5 назад (я тогда рецензии на театральные спектакли в ЖЖ еще не писала), я долго ругалась на «Призрак оперы». Почему? Ведь все было на уровне: чудесная музыка, хорошо подобранные актеры, масштабные декорации, красивые костюмы. Но спектакль был никакой, скучный до одури. После весьма неплохого фильма в театре делать было нечего, все это ты уже видел. Совсем иное - в Модерне. Ты можешь 20 раз прочитать книгу, 10 раз посмотреть фильм, но все равно спектакль будет откровением. Поэтому я, безусловно не могла пропустить новинку, постановку «Война и мир. Русский Пьер». Как вы можете догадаться, спектакль мне понравился. Собственно, мне пока все постановки Грымова нравятся, одни больше, другие меньше.

Наташа (И. Лукина) и князь Андрей (А. Толмачев).


Поскольку речь идет сюжете, который проходили в школе практически все, знающие русский язык, я буду говорить свободно, ибо спойлеров тут нет. Ну, вы же точно в курсе, что русская армия войдет в Париж в 1814, князь Андрей умрет от ран, а Пьер женится на Наташе.

Пьер (А. Колесников) и князь Андрей.



Первое, что могу отметить, это очень интересное начало каждого акта (всего их три). Они начинаются со своего рода предисловия. Например, зайдя в зал перед 2 актом зрители оказываются в оперном зале, ибо на сцене выступает итальянская труппа.



А вообще в спектакле участвуют не только артисты театра, но и солисты, и хористы академического хора имени Свешникова. Да-да, именно участвуют, ибо они не только поют, но играют. Это и прихожане в церкви, и беженцы и пр. Вот, к примеру как хористы изображают крепостных актеров.



Сами понимаете, 4 тома «Войны и мира» в 3 с половиной часа упихнуть физически невозможно. Ну, никак. Поэтому сюжетные линии немного подрезаны, а герои несколько символичны. Не знаю, поймут ли что происходит в спектакле те, кто не читал книгу, одна надежда на то, что таких людей мало. Тем не менее, все основные герои сохранены и обладают ярко выраженными чертами.

Пьер и графиня Ростова (з.а. РСФСР Л. Новак).


Главный герой, конечно, Пьер. Нескладный, неуклюжий, нелепый но такой добрый, честный и дружелюбный. В центре всего действия - именно он, проходящий путь от Пьера, увлекающегося масонством и ищущим себя, до Петра Кирилловича, который осознает, что он русский человек.

Пьер и магистр масонов (Ю. Анпилогов).


Холодноватый, гордый, интеллигентный князь Андрей.



Порывистая, юная, искренняя Наташа Ростова Да, не брюнетка, но хороша.



Надо сказать, актерские работы там потрясающие. Даже самые маленькие бессловесные роли (гости на балу, слуги и пр.) прекрасны. Берите билеты поближе, получите истинное наслаждение. Смотреть можно на любого персонажа. Вот слуги готовят стол к ужину: ставят самовар, приносят чайник, чашку, разливают чай. Вот масоны принимают в свое братство Пьера. Вот гости на балу танцуют, сплетничают, строят глазки...

А сейчас раскрою один секрет. Не могу удержаться, это было настолько здорово! 2 акт заканчивается тем, что войско Наполеона перешло Неман. Император Александр призывает народ встать на защиту Отечества. Начинается бой. Зрители, выйдя из зала, попадают в сожженную Москву. Ковры опалены огнем, мебель покрыта копотью, портреты и бумаги обгорели… Это сильно, это очень сильно! До мурашек по коже.



Декораций в спектакле нет. Место действия обыгрывается несколькими предметами мебели (кстати, отличного качества и по виду как раз первой половины XIX века) и светом. Художник по свету Антон Исаев пользуется прожекторами как указкой, как волшебной палочкой. Раз - и луч света выделяет из толпы друх героев, которые вступают в разговор...

Особое спасибо художнику по костюмам Ирэне Белоусовой (впрочем, я ей панегирики пою после каждого спектакля в Модерне). Костюмы великолепны все. От ампирных платьев Элен Курагиной до сарафанов деревенских девушек, от мундира императора до красной рубахи доктора. А как изумительно поставлена сцена бала, когда и гости, и лакеи одеты во все белое, но, тем не менее, спутать их невозможно! На всякий случай озвучу цифру: 423 костюма сделано для спектакля. Представляете?

Слуги на балу.


Пьер и князь Андрей.


Доктор (М. Бранд)


К вопросу об императоре. Как вы понимаете, я с интересом ждала: покажут или нет. Показали. Правда, за образец взяли Александра Павловича 1820-х, как наиболее известный образ, а не того белокурого красавца, которым восторгались парижские дамы в 1814. Но все равно приятно.

Александр I (А. Сериков).


Кстати, а вот французский император.



Минусы.

Бородатый князь Андрей. Да, я в курсе, что это театр, а не кинематограф. Но все равно, не носили тогда бород дворяне. А. Толмачев - чудесный актер, не спорю. Но побрейте его, Христа ради.

Мне показалось, что 3 акт чуть-чуть слабее первых двух. Возможно, дело в том, что я уже устала к этому моменту. Или, может быть, это потому, что в нем действует мало отдельных героев, в основном мы видим не персонифицированных персонажей, толпу: солдат, беженцев, пленных и пр. Нет, сделано это супер-круто, но все же... Ну и третий вариант: мне не близка философия Платона Каратаева, а этот акт как раз посвящен ему.

И в программке, и на сайтах продолжительность спектакля указана как 3 часа 20 минут. Тогда как в реальности она ровно на час больше. Господа, я не против того, чтобы находиться в театре это время. «Берег утопии» вообще около 9 часов идет, и ничего, не умерла. Но у всех могут быть свои планы, так что вы уж продолжительность указывайте верно.

Резюме: спектакль очень хорош, искренне рекомендую. Надеюсь, его не урежут до того времени, что указано в программке, потому что оригинальных находок там много, жаль будет, если они исчезнут.

Сайты театра:
http://www.modern-theatre.ru
https://vk.com/teatr.modern
https://ru-ru.facebook.com/TeatrModern/
https://www.instagram.com/teatr_modern/?hl=ru

За приглашение спасибо moskva-lublu и kogda_leto.

Отдельно хочу отметить, что театр Модерн очень благожелательно относится к блогерам. Вообще, есть три типа: благожелательное (и хорошее место дадут, и программку вручат), нейтральное (на программку надеяться не приходится, место будут относительно неплохое) и откровенно наплевательское (усадят в самом дальнем углу, откуда и сцену-то не видно. И вот этого я не понимаю: вы хороший отзыв от нас хотите или как? Какой смысл приглашать человека и мешать ему делать его работу?).

Фотографии сделаны мною.

Любите ли вы театр?, Александр I: изображения

Previous post Next post
Up