Он хотел завоевать весь мир и создать расу избранных. Он хотел сделать из рабочих роботов и уничтожить миллионы людей. Он хотел быть всесильным, единственным, неповторимым. Он хотел быть на самой вершине. Он - это талантливый физик Петр Гарин.
Гарин (А. Смиранин)
Спектакль по книге Толстого поставили в театре «Сфера». Я попала в этот театр в первый раз и была совершенно покорена. Дело в том, что сцены как таковой там нет, зрительские кресла расходятся полусферой от небольшого пространства в центре зала. Актеры играют и в центре, и в самых разных местах зала, разве что на голову зрителям по веревке не спускаются. Точнее, спускаются, но все же не на голову. Все это создает совершенно потрясающий эффект присутствия.
Кроме того, на стены зала периодически транслируются видео-запись или фотографии, что также очень интересно, такой прием немного расширяет чисто театральную действительность.
Итак, чем же может привлечь современного зрителя история о гениальном изобретателе-маньяке? Как оказалось, многим. Люди мало изменились за век, им так же присущи зависть, стяжательство, желание достичь мирового господства или купаться в роскоши. Да и текст Толстого временами звучит супер-современно:
«- Я должен понять так, что вы меня намерены задержать на этом судне?
- Да.
- Напоминаю, что я, как гражданин Соединенных Штатов, неприкосновенен. Мою свободу и мои интересы будет защищать весь военный флот Америки.»
Хотя есть в нем и явные намеки на современные автору события. Гитлер тогда еще был не у власти, но Муссолини уже несколько лет был премьер-министром. Мечты Гарина - это некий отголосок фашизма и нацизма. Так что форма-то у книги Толстого вполне себе авантюрная, но содержание, в принципе, куда серьезнее чем у обычного бульварного романа. И вот это тоже перенесено в спектакль. Начинаешь смотреть: вроде, приключения, тайны, парижские апаши, похищения и пр. А под конец понимаешь, что тут все куда серьезнее.
«Я овладеваю всей полнотой власти на земле… Ни одна труба не задымит без моего приказа, ни один корабль не выйдет из гавани, ни один молоток не стукнет. Все подчинено, - вплоть до права дышать, - центру. В центре - я. Мне принадлежит все... Затем я отбираю «первую тысячу», - скажем, это будет что-нибудь около двух-трех миллионов пар. Это патриции. Они предаются высшим наслаждениям и творчеству. Для них мы установим, по примеру древней Спарты, особый режим, чтобы они не вырождались в алкоголиков и импотентов. Затем мы установим, сколько нужно рабочих рук для полного обслуживания культуры. Здесь также сделаем отбор. Этих назовем для вежливости - трудовиками…
Возможность революций будет истреблена в корне. Каждому трудовику после классификации и перед выдачей трудовой книжки будет сделана маленькая операция. Совершенно незаметно, под нечаянным наркозом… Небольшой прокол сквозь черепную кость. Ну, просто закружилась голова, - очнулся, и он уже раб. И, наконец, отдельную группу мы изолируем где-нибудь на прекрасном острове исключительно для размножения. Все остальное придется убрать за ненадобностью. Вот вам структура будущего человечества по Петру Гарину...Уверяю вас, дружище, это и будет самый настоящий золотой век, о котором мечтали поэты.»
После первого действия я была убеждена, что это практически гениальный спектакль. На мой взгляд, общую картину нарушали разве что песенки, исполняемые на английском и немецком. Дело, вообще-то в Париже происходит. Да, я тоже люблю куплеты о Дженни-судомойке, но при чем тут Брехт? Но спектакль захватывает и не отпускает, потому что режиссура и игра актеров - выше всех похвал. И тут уже ты готов простить все песенки вместе взятые. П.П. Гарин в исполнении А. Смиранина - гений и злодей. И человек, увлеченный и страдающий, временами очень жаль, что победила его темная ипостась. Зоя Монроз (В. Абрамова) - распутница и авантюристка, но и сильная личность. Роллинг (н.а. России Дмитрий Ячевский) - высокомерный эгоист, но способный и храбрый. Шульга (А. Пацевич), настоящий коммунист, готовый под пули идти за правое дело. Многие актеры играют по несколько ролей, причем я это осознала только дома, когда сайт театра открыла.
Роллинг (н.а. России Д. Ячевский) и Зоя (В. Абрамова).
Зоя (В. Абрамова).
Гастон.
Гарин (А. Смиранин) и Шульга (А. Пацевич)
Кстати, спектакль очень многогранен. Это не только драматургия, но и песни, клоунада, трюки и пр.
А в антракте зрителей ждал сюрприз: частушки в исполнении В. Сарапульцева.
Но второе действие оказалось несколько слабее. Это не значит, что «Гиперболоид инженера Гарина» - плохой спектакль. Он очень хороший, я получила от него массу удовольствия и я его всячески рекомендую. Это значит, что у него есть отдельные недостатки.
Итак, минусы.
Второе действие несколько затянуто.
Монолог Ивана Гусева в исполнении В. Сарапульцева совершенно не к месту. «Гиперболоид» - авантюрный роман а рассуждения о матери и ее ребенке тут - пришей кобыле хвост. Это, знаете, как если бы к вечернему платью акваланг надели. И, между нами девочками, откуда вы вообще этот текст взяли? В книге его нет.
Да, и Достоевского тоже не надо, пожалуйста.
И. Ковалев слишком молод для роли капитана Янсена. Там все же капитан, а не юнга.
Действие происходит в 1920-х. Между тем, зрителям показывают якобы хронику в прямом эфире. Господа, тогда не было ТВ. Сделайте стилизацию под кино-журналы того времени. И все будет в порядке.
Для тех, кто давно не перечитывал роман или вообще не брал книгу в руки, будет непонятен конец.
Однако, создателям спектакля удалось главное: донести до зрителей дух книги Толстого, показать современность его текста. И они смогли перенести зрителей в сумасшедшие 20-е годы, когда прогресс шел вперед семимильными шагами, когда действительность менялась очень быстро, когда казалось, что возможно почти все, в том числе и мировое господство.
Гиперболоид.
Режиссер-постановщик Глеб Черепанов
Сценография и костюмы Ольга Хлебникова
Музыкальное оформление Павел Герасимов и Глеб Черепанов.
Сайты театра:
https://www.spheratheatre.ru/https://vk.com/spheratheatrehttps://www.facebook.com/spheratheatre/ За приглашение спасибо
moskva-lublu и
pamsik.
Фотографии мои.