Пару лет назад обнаружив у нас дома «Домоводство», изданное в 1957 году, я решила ознакомиться с этим раритетом. И была несколько шокирована. Нормы гигиены 1950-х годов примерно соответствовали оным 2-х вековой давности
( Read more... )
Мы много слышали о сакральном отношении к хлебу в традиционной культуре. Но содержание хлеба в московском мусоре 20-х годов составляло 3,33%, а в мусоре берлинском, лондонском и нью-йоркском хлеба не было вообще. Значит Москва активно заселялась, отнюдь не представителями традиционной культуры.. ЧУЖИМИ.
В 20-е годы незаменимым специалистам-медикам еще дозволялось некоторое фрондёрство.
Профессор Преображенский язвительно советовал новым хозяевам жизни "вылупить из себя всякие галлюцинации" и заняться чисткой сараев вместо мечтаний о мировой революции. Его знаменитую сентенцию "разруха не в клозетах, а в головах" дополняли вполне практические наставления: "Окурки на пол не бросать - в сотый раз прошу. Не плевать! Вот плевательница. С писсуаром обращаться аккуратно".
Преображенский пытался воспитывать одного-единственного Шарикова, да и то неудачно, доктор Левинсон задумал приобщить к гигиене пролетарские массы и советско-еврейскую буржуазию. Написанные им инструкции почти дословно совпадают с тирадами Преображенского, но Филипп Филиппович был лицом частным, а за Яковом Борисовичем стояло государство.
Мойдодыру Левинсону удалось использовать аппарат государственного принуждения для реализации программы оздоровления масс, задуманной им еще до октябрьского путча.
На заре своего существования Санупр заботился не только о комфорте и долголетии номенклатурных семей.
Пока эпидемическая опасность оставалась высокой, он строил и санпропускники при московских вокзалах, через которые в обязательном порядке проходили все прибывшие в столицу пассажиры.
Санпропускник выполнял не только утилитарные, но и просветительские функции, служил моделью коммунистического общества. Народ загоняли туда силой - для его же блага.
Обязательным пунктом конвейера санитарной обработки было посещение ватерклозета. Оно проходило под руководством клозетного надзирателя - такая должность предусматривалась штатным расписанием санпропускника.
Заключительным этапом обработки была политбеседа в чайной, увешанной агитплакатами. Отсюда подвергшийся обработке "понаехавший" должен был выйти другим человеком, усвоившим навыки гигиены вместе с идеологическими истинами.
Политики многое заимствовали у санитарных врачей. Это касается не только лозунгов вроде "борьба с паразитами" или "ликвидация заразы".
Советское общество с его отдельными больницами для номенклатуры, закрытыми посёлками и особыми пищевыми цехами воспроизводило устройство карантина во время эпидемии, когда деление на чистых и нечистых вполне оправдано.
Даже в детских книжках элита, достойная проживания в обществе будущего, отделена от прочего населения санитарным кордоном. Незнайка, прибывший в Солнечный город, подвергается санитарной обработке в особом шкафу-пылесосе, его учат обращению с диковинной сантехникой и наставляют не мусорить.
Массы, послушно прошедшие Левинсоновы чистилища, вот-вот должны быть допущены в этот рай, но его врата слишком узки, а границы всё время отодвигаются, отодвигаются...
В 20-е годы незаменимым специалистам-медикам еще дозволялось некоторое фрондёрство.
Профессор Преображенский язвительно советовал новым хозяевам жизни "вылупить из себя всякие галлюцинации" и заняться чисткой сараев вместо мечтаний о мировой революции. Его знаменитую сентенцию "разруха не в клозетах, а в головах" дополняли вполне практические наставления: "Окурки на пол не бросать - в сотый раз прошу. Не плевать! Вот плевательница. С писсуаром обращаться аккуратно".
Преображенский пытался воспитывать одного-единственного Шарикова, да и то неудачно, доктор Левинсон задумал приобщить к гигиене пролетарские массы и советско-еврейскую буржуазию. Написанные им инструкции почти дословно совпадают с тирадами Преображенского, но Филипп Филиппович был лицом частным, а за Яковом Борисовичем стояло государство.
Мойдодыру Левинсону удалось использовать аппарат государственного принуждения для реализации программы оздоровления масс, задуманной им еще до октябрьского путча.
На заре своего существования Санупр заботился не только о комфорте и долголетии номенклатурных семей.
Пока эпидемическая опасность оставалась высокой, он строил и санпропускники при московских вокзалах, через которые в обязательном порядке проходили все прибывшие в столицу пассажиры.
Санпропускник выполнял не только утилитарные, но и просветительские функции, служил моделью коммунистического общества. Народ загоняли туда силой - для его же блага.
Обязательным пунктом конвейера санитарной обработки было посещение ватерклозета. Оно проходило под руководством клозетного надзирателя - такая должность предусматривалась штатным расписанием санпропускника.
Неопытных пользователей сложного агрегата надзиратель инструктировал, нерадивых порицал, попытки вандализма решительно пресекались.
Заключительным этапом обработки была политбеседа в чайной, увешанной агитплакатами. Отсюда подвергшийся обработке "понаехавший" должен был выйти другим человеком, усвоившим навыки гигиены вместе с идеологическими истинами.
Политики многое заимствовали у санитарных врачей. Это касается не только лозунгов вроде "борьба с паразитами" или "ликвидация заразы".
Советское общество с его отдельными больницами для номенклатуры, закрытыми посёлками и особыми пищевыми цехами воспроизводило устройство карантина во время эпидемии, когда деление на чистых и нечистых вполне оправдано.
Даже в детских книжках элита, достойная проживания в обществе будущего, отделена от прочего населения санитарным кордоном. Незнайка, прибывший в Солнечный город, подвергается санитарной обработке в особом шкафу-пылесосе, его учат обращению с диковинной сантехникой и наставляют не мусорить.
Массы, послушно прошедшие Левинсоновы чистилища, вот-вот должны быть допущены в этот рай, но его врата слишком узки, а границы всё время отодвигаются, отодвигаются...
Reply
Leave a comment