"Горит ли Париж" Рене Клемана.

Sep 21, 2018 10:00

Фильм Клемана "Горит ли Париж" я смотрела дважды: в конце 1980-х и в этом году. Первый раз мне он не понравился вообще от слова "совсем". Ну ладно, спишем на то, что в ту пору я историю освобождения Парижа в августе 1944 знала плохо и она меня не очень интересовала. Но в этом году? А в этом году тоже не понравился, хотя и уже понимала что это за события и кто все эти люди. И причина не в режиссере (Клеман - мастер своего дела) и не в актерах (там такой цветник звезд кинематографа, что титры как справочник по кино изучать можно), но в исходнике, в книге Доминика Лапьерра и Ларри Коллинза. Не то, что бы она плохая, нет. Но то, что хорошо читается, не всегда можно так же хорошо перенести на экран. Это документальная история с десятками персонажей. Но если отсутствие сюжета как такового в книге можно пережить, то в фильме - увы. Действия рушится, нет драматизма, нет единой линии повествования.



Огромное число участников событий также играет в минус при постановке: зритель их просто начинает нещадно путать. Да, немного спасает то, что в съемках участвовала куча известнейших актеров. Но, к примеру, представили один раз героя Алена Делона: Шабан-Делмас. Что за персонаж, куда, откуда и зачем - увы. То есть, у французов-то, наверное, проблем нет. Хотя за современных уже не скажу. А представителям других народов что делать?

Шабан-Дельмас (А. Делон) и мадам Лабе (Л. Карон).



Паттон (К. Дуглас)


Вот и получается, что отдельные роли прекрасны по самое не могу. А вместе картина не складывается. Фильм пестр, как лоскутное одеяло. Хотя он вполне себе черно-белый: французы не захотели, чтобы над Парижем снова развевались черно-бело-красные флаги со свастикой. Они сделали их другого цвета, поэтому лента не цветная.

Рене Клеман на съемках.


На съемках.


на съемках.


На съемках.


На съемках. Слева - Брюно Кремер в роли Роль-Танги.


Повязка Роль-Танги (реальная, не реквизит).


Повязка партизана из FFI.


Еще один огромный минус состоит в том, что персонажи одеты и накрашены по моде 1965 года.



Вот это недоразумение с начесом, челкой до бровей и голыми коленками - дама, живущая в 1944? Не смешите мои тапочки. Но это, к сожалению, общая беда кинематографа тех лет. Положение усугубляет то, что Клеман включил в фильм кадры кинохроники и они разительно отличаются от художественных съемок. Там все другое: лица, одежда, силуэты, прически. Не спасло даже то, что актеров, в принципе, старались подобрать похожих на исторических деятелей. Вот снимок с премьерного показа фильма.



Покажу поближе. Делона, я думаю, все опознали. А рядом с ним сидит тот самый Шабан-Дельмас, которого он сыграл.



Еще одна интересная фотография. Увидев ее, я очень удивилась. Роми Шнайдер? Почему я ее в фильме не опознала? Как выяснилось, не опознала потому, что эти кадры полностью вырезали.



Специально для тех, кто интересуется Французской революцией. Узнаете? Да нет, не Керка Дугласа, а человека, стоящего слева.



А так?



Да, это Пьер Ванек, сыгравший Робеспьера в фильме "Сен-Жюст и сила обстоятельств" в 1975, а десятилетием раньше - Роже Кокто в фильме "Горит ли Париж".

Да, и еще о минусах. Меня добила совершенно идиотская сцена на вокзале, когда героиня Лесли Карон бегает с воплями: "Ты свободен", обращаясь к мужу-заключенному. Вот тут уже у меня конкретные претензии к режиссеру. Я, конечно, верю, что в жизни все может случиться, вплоть до визита зеленых человечков на Землю. Но ситуация, в которой одна глупая курица едва не поднимает бунт среди заключенных, пусть и невольно, при этом оставаясь в целости, сохранности и на свободе... Что-то мне кажется, что в реальности охрана грохнула бы ее при первых же попытках подойти к вагонам. Либо же затолкала в эти же вагоны вместе со всеми, когда она с заключенными смешалась, ибо на ней не написано, что она со стороны. Кстати, в книге сцена встречи мужа и жены описана совершенно иначе: очень тонко, сдержанно.

"Мари-Элен Лефошё догнала поезд. Среди черных, кашляющих существ, выбиравшихся из вагонов, она отыскала глазами Пьера. В этот миг «ничто на свете, даже СС», не могло помешать ей поговорить с мужем. Ведя рядом велосипед, она пересекла разделявшее их небольшое поле маргариток. И тогда, увидев совсем рядом его изможденную фигуру, она сделала первое, что пришло ей в голову: достала из кармана белый платок и вытерла сажу с его век.

По какой-то непостижимой причине шедший за Пьером охранник безразлично пожал плечами и позволил Мари-Элен идти рядом с этим бледным, спотыкающимся человеком, который был ее мужем. Ее юбка слегка шуршала о его истрепанные брюки, ее рука была зажата в его руке. Так она провела с ним два часа. Даже за половину всего этого она готова была гнать свой велосипед хоть в преисподнюю. Из всех тех фраз, которые они шептали друг другу во время этой жестокой прогулки, одна осталась в ее памяти на всю жизнь. Услышав ее, Мари-Элен поняла, что пытки гестапо не сломили этого сильного человека. Чувство юмора не покинуло его.

- Уж одно я могу тебе пообещать, - сказал ей Пьер. - После этой поездки я больше никогда не буду возражать против покупки билетов в спальный вагон."

В общем, я фильм не рекомендую. Вторая часть (точнее, последняя треть фильма), когда речь идет об армии, смотрится лучше. Но в целом - все равно не очень. Увы.

Фотографии с сайтов:
https://www.gettyimages.ae
https://www.kinopoisk.ru/
https://www.photo.rmn.fr

Кино и немцы, Вторая мировая война

Previous post Next post
Up