Эта история начинается как сказка. Давным-давно жил-был юный красавец принц, стройный, голубоглазый и золотоволосый. Он был женат на прелестной принцессе, а бабка его была властительницей огромной страны. Дальнейший рассказ совсем не похож на сказку. В 16 лет принц начал глохнуть.
Великий князь Александр Павлович. 1792. Вуаль. Эрмитаж.
У Шильдера можно прочитать, что Протасов, воспитатель Александра, упоминает о глухоте своего питомца впервые в мае 1794 года и сообщает, что тот упорно отказывается от советов докторов и уклоняется от приема лекарств.
28 мая 1794 года Ростопчин пишет: «Надо очень громко кричать, ибо он (великий князь) ничего не слышит одним ухом.»
17 сентября 1795 г Екатерина сообщает Гриму: «Господин Александр поедет, может быть, лечиться от глухоты в Карлсбад, но никак не в Англию; это чересчур далеко.»
12 марта 1796 года Александр в письме Лагарпу упоминает о своем недуге: «Мой слух улучшился; электричество, что я использую, помогает мне излечиться от глухоты.» (Оригиналы на французском, перевод мой)
В исторической литературе обычно говорят о четырех возможных причинах глухоты.
1. Увлечение «цитерными утехами» в глубокой юности или, проще говоря, раннее начало половой жизни. Лично мне это кажется крайне сомнительным, ибо в таком случае половина теперешних подростков должны быть глухими на оба уха.
2. Бабка, императрица Екатерина, переусердствовала в закаливании и простудила внука. В принципе, возможно.
3. Александр потерял слух из-за того, что в детстве его укладывали спать у открытого окна, а за Невой время от времени стреляла пушка Петропавловской крепости. Спасибо
lavalliere,я об этом сразу не вспомнила. Сколько раз в день палили? Два? Сколько метров от окна Зимнего до Заячьего острова? На мой взгляд, сомнительная версия.
4. И, наконец, наиболее вероятная причина. Сам император говорил, что его глухота проистекает от того, что как-то на маневрах рядом с ним выстрелила пушка. Насколько я понимаю, в таком случае происходит разрыв барабанной перепонки. Но тогда ни поездка на воды, ни модное в 18 веке лечение электричеством помочь уже не могли.
Современники, естественно, знали об этом недостатке царя и посмеивались над этим, кто беззлобно, а кто и достаточно зло. Денис Давыдов, к примеру, писал такие басни
И вдруг сомкнулись все, во всех местах запели,
И все согласно захотели,
Чтоб Тетерев был царь.
Хоть он глухая тварь,
Хоть он разиня бестолковый,
Хоть всякому стрелку подарок он готовый, -
Но все в надежде той,
Что Тетерев глухой
Пойдет стезей Орлицы...
Оставим в покое этические моменты (Хотя лично я никогда не понимала тех, кого забавляют физические недостатки людей. Байрон был хромой. Боже мой, посмотрите, как он ковыляет. Давайте посмеемся вместе!) и подумаем о другом. Терять слух начал не старик, не человек средних лет, а 16-летний юноша, только начинающий жить. Какой же ужас, вероятно, должен он был испытывать!