Садоводам на заметку

Jul 10, 2008 21:01

Все помнят пушкинские строки «Надев широкий боливар, Онегин едет на бульвар...», но не все знают, что под «бульваром» подразумевается Невский проспект. В начале XIX века он выглядел вот таким образом.

Аничков дворец. Акварель В.Барта. 1810-е. Эрмитаж.



Аббат Жоржель в своей книге «Путешествии в Санкт-Петербург» поведал о том, как создавался этот бульвар. Зиму 1799/1800 аббат провел в России, так что был в курсе событий.
«Во время моего пребывания в С.-Петербурге Павел I велел разбить на этом великолепном проспекте (Невском), во время сильнейших морозов, две аллеи для пешеходов, причем каждая состояла из двух рядов деревьев, эти аллеи тянутся на пол-лье (то есть на 2 километра) от Мойки до Фонтанки; каждая из этих аллей имеет восемь футов в ширину и окружена оградой, раскрашенной в различные цвета; пространство между аллеями образует улицу; по ней могут проехать шесть карет в ряд а с противоположной стороны каждой аллеи до домов идут две улицы, достаточно широкие для того, чтобы на них могли разъехаться две кареты. Деревья, посаженные со всеми своими ветвями имеют от пятнадцати до двадцати футов в вышину: они вырваны и пересажены с корнями и землей, из которой они извлечены, в смерзшийся снег. Для них вырыты ямы в четыре-пять футов глубиной, причем обледенелую землю разбивали ударами заступа; когда яма была вырыта на один или два дюйма, то туда клали кучу дров, которую зажигали, чтобы земля могла оттаять. Понадобилась власть императора, чтобы приказать, осуществить и довести до конца подобные работы: там были ежедневно заняты десять тысяч рабочих.

На наследника, великого князя Александра, была возложена обязанность - наблюдения за ними и доведения работ до конца к назначенному императором сроку. Деревья были вырваны с корнями и пересажены; аллеи усыпаны песком и окружены газоном, добытым из под снега; ограды из камня были поставлены и выкрашены в продолжение одного месяца - срок, назначенный императором; его приказ был в точности исполнен. Я был свидетелем этого чуда власти и видел, как его величество прогуливался верхом, во главе многочисленной свиты, посреди большой улицы, окаймленной аллеями, наслаждаясь сознанием того, что его приказания исполнено.

Но меня особенно поразило то, что в конце мая я прогуливался в тени этих деревьев, покрытых листвой. В этих северных странах листья развертываются крайне быстро; деревья, сегодня еще покрытые снегом, завтра оказываются усыпанными почками, а через три дня - одетыми листьями и цветами. Посадку этих деревьев взяла себя одна компания. Я узнал, что каждый фут дерева, пересаженного с корнями, стоил пятнадцать рублей, или семьдесят франков на наши деньги; но предприниматели отвечают за них в течение трех лет; они обязаны заменять новыми те, которые погибнут за этот период, считая начало его со дня их посадки.»

Санкт-Петербург и окрестности, Павел I

Previous post Next post
Up