Недавно я делала пост про «голубых» капитана Леже:
http://catherine-catty.livejournal.com/432764.html. Тогда я спросила, интересует ли кого деятельность французских спецслужб в Алжире. Таковых почти не нашлось, для двух человек я пост писать ее буду, извините. Но в книге Трофименкова «Кинотеатр военных действий» рассказывается о паре операций. Выкладываю, благо переводить не надо.
«Незадолго до гибели Амируш (Полковник Амируш был полевым командиром, главой 3 вилайи (округа)- К-К) сыграл свою роль в истории алжирского кино.
Полковник Аит Хамуда Амируш.
На телевидении Алжира существовала «дремлющая» ячейка ФНО - 11 выпускников IDHEC (Института кинематографии - К-К), птенцов Тахара Ханаша: режиссеры, операторы, звукооператоры, ассистенты, монтажеры. Самые большие надежды Ханаш возлагал на режиссера Сида-Али Дженауи.
В какой-то момент Язид подал им сигнал: пришло время присоединиться к «маки». Пред-стоят решающие сражения: благодаря вам их увидит мир. Они получили точные инструкции: разделиться на группы, лететь в Тунис через Париж и Рим. Молодежь инструкциями пренебрегла.
Рассудив, что в «маки» нет необходимого оборудования, они решили позаимствовать на телевидении столько техники, сколько унесут. Монтажер чуть не плакал из-за того, что не мог унести с собой монтажный стол. С таким грузом на самолете не полетишь. Было решено на автомобилях достичь Кабилии, предъявляя на блокпостах поддельные командировочные удостоверения, а к тунисскои границе пройти через территории 2-го и 3-го вилаиетов.
Тревога была поднята наутро после их исчезновения. Их ловили, но не поймали. До Туниса они не дошли. Война закончилась, и с гор спустились двое из одиннадцати: Юсеф Сахрауи и Улед Мусса. Они рассказали родителям девятерых своих товарищей, что те «пали на поле чести» в Кабилии: не сумев пробраться в Алжир (вероятно, все же в Тунис -К-К), группа присоединилась к герилье. Лишь в 1982 году Сахрауи, ставший оператором мирового класса - Мусса, закончив войну в звании лейтенанта, занялся коммерцией, - нарушил партизанскую омерту, разрешив Вотье обнародовать правду.
Капитан Поль-Ален Леже.
Их никто не преследовал. Леже быстро вычислил, куда, зачем и каким маршрутом они следуют. Когда телевизионщики достигли штаба Амируша, тот уже получил донесение от своего агента в штабе Леже, о существовании которого Леже был давно осведомлен. Агент узнал, что в «маки» заброшена группа, легендированная под работников телевидения. Их задача: снимать в «маки» и передавать материал Леже. Таким образом он сможет установить личности партизан, расположение их баз, их помощников из числа мирного населения.
Девять молодых людей были один за другим расстреляны в ставке Амируша: Сид-Али Дженауи, Махмуд Фадель, Маамар Зитуни, Отмен Мерабет, Мурад Бенраис, Салах эд-Дин Сенусси, Харуби Гхаути Мохтар, Абделькадер Хассена, Слиман Бенсеман.
Следующим на очереди был самый юный - Мусса. Но полковник аль-Хауэс, оказавшийся в штабе, узнал сына своего адъютанта: он видел мальчишку, когда сообщал его матери о гибели мужа. По его просьбе Амируш помиловал Муссу, велев хорошенько прочистить мозги, отравленные французской пропагандой. И раз уж такое дело, помиловал заодно Сахрауи.»
(Трофименков М. «Кинотеатр военных действий».)
Фотографии с сайтов:
http://tenes.info/http://www.lexpressiondz.com/