Экстатические танцы племени улед-тидрарин.

Mar 15, 2014 15:24

Ну, во-первых, сообщаю ответ на загадку. Un ricain это «американец». Любят французы сокращения! Un Amé-ricain. Я догадалась только потому, что уже сталкивалась с сокращением начала слова (un pitaine от ca-pitaine), а не его конца, как принято в русском языке.

А теперь пост.
Читаю книгу Клауса Полькена «В плену Сахары». Тихо ругаюсь и думаю, что, может, уже пора бросать. Автор - журналист и пишет по принципу «Я что-то где-то слышал». Наверное, если бы я осознала это раньше, я бы не стала вовсе эту книгу покупать, но вышла она в издательстве «Наука» (в 1973 г.), так что я совсем не ожидала такой засады. Кое-какие исторические ляпы редакторы отследили и исправили, но не все. Меня лично очень порадовал следующий пассаж.
«В настоящее время в Алжирской Сахаре почти нет евреев. Французская политика «разделяй и властвуй» в конце XIX века привела к принятию закона, по которому алжирским евреям в отличие от их мусульманских земляков разрешалось принимать французское подданство. Еврейское меньшинство в Алжире постепенно слилось с французским меньшинством. Во время алжирской войны за независимость почти все они отказались от предложения Фронта национального освобождения Алжира вести общую борьбу против колонизаторов и предпочли в 1962 году вместе с отступающими французами покинуть страну, причем большая часть переселилась во Францию и лишь меньшая - в Израиль.»

Ну, во-первых, евреи - на редкость умный народ. И прекрасно понимали, что с людьми, которые открыто сделали ставку на террор, национализм и ислам, им не по пути. Так что ничего удивительного. Во-вторых, похожий закон действительно был принят в 1870-м году. Только все, что было написано Полькеном касалось… мусульман. Им разрешалось по достижении 21 года принимать французское подданство, нужно было только подать соответствующий запрос в арабское бюро. Мне искренне интересно: редакторы издательства «Наука» и слыхом не слыхивали про этот факт или же просто тщательно следовали линии партии?
На всякий случай, про закон: http://catherine-catty.livejournal.com/396960.html

Сахара. Туареги. 1900-1903.


Но, собственно, заинтересовал меня не этот факт, а нечто другое.

«Хотя мавры исповедуют ислам, они остались верны много численным доисламским обычаям. Так, английский этнограф Бриггс сообщает о старой традиции, сохранившейся у племени улед-тидрарин, владения которого включают пригодную для обработки землю. Здесь стоит упомянуть, что вопреки общепринятым представлениям обитатели Сахары хорошо знакомы с земледелием. Улед-тидрарины занимаются им, в частности, на севере пустыни, в уэдах, где даже при относительно малых количествах осадков скапливается влага. Поэтому в уэдах встречаются даже деревья. Посеяв здесь зерновые, племя откочевывает в другие места и к определенному сроку воз-вращается, чтобы убрать хлеб. Богатый урожай отмечается особым торжественным танцем, в котором имеют право участвовать лишь девушки и юноши. Они выстраиваются в два ряда лицом друг к другу. Один из юношей открывает танец, выступая вперед и направляясь к стоящей против него девушке; он кладет к ногам девушки подарок - чаще всего немного чая, сахара или какое-нибудь украшение. Затем он возвращается на свое место. Теперь девушка выступает вперед, сбрасывает одежды, поднимает подарок и обнаженная возвращается в свой ряд. После того как то же самое проделают все остальные, начинается экстатический танец. Этот танец, разумеется, резко контрастирует с моралью и правилами поведения, предписываемыми исламом, и, без сомнения, является пережитком обряда плодородия.»

Сахара. Дети и водонос. 1900-1903.


Мусульманки, которые пляшут перед мужчинами нагие, а потом участвуют в, хм, экстатических танцах - это о-о-оо-чень интересно. Как-то уж слишком не традиционно. Вспомнила про таких же нетрадиционных улед-наиль, пошла искать информацию. Наткнулась на книгу Аттилио Гаудио «Цивилизация Сахары. Десять тысячелетий истории, культуры и торговли».

«В племени улед-тидрарин (которое кочует в пустыне Тирис, в Рио-де-Оро) год обильного урожая празднуют игрой эротического характера. Молодые люди - юноши и девушки - собираются за пределами лагеря, в пустыне. Они встают в два ряда, на некотором расстоянии друг от друга. Один юноша выходит из ряда и кладет посередине сахар, чай, духи и другие подарки, которые обычно нравятся женщинам. Тогда из вереницы подруг выступает девушка. Сделав несколько шагов вперед, она раздевается и нагишом бежит к подаркам.
Затем другие юноши по очереди также кладут свои подарки. Эта церемония продолжается до тех пор, пока не превращается в настоящую вакханалию.»

Никто ничего не может сказать по этому вопросу?

Фотографии с сайта http://www.ecpad.fr/.

Алжир

Previous post Next post
Up