О сугубо материальной вещи: о жаловании солдат

Aug 30, 2012 22:50

Предлагаю разбираться вместе. Потому что у меня уже мозги закипели и концы с концами не сходятся.
Спасибо всем, кто поучаствовал. Разобрались.

Читаю книгу Ноэля Феврельера «Пустыня на рассвете» (Le Désert à l'aube), натыкаюсь на следующий пассаж (Дело происходит в Оранском департаменте): «Каждое воскресенье колоны приглашали к себе парашютистов, которые были из того же края во Франции, что и они сами. Это была великолепная возможность промыть им мозги. Колоны говорили: «Францию спасла африканская армии, справедливо, что сейчас вы должны отплатить тем же ». (Потом Ноэль поссорился с одним черноногим.) Когда я рассказал эту историю Водвиллю, он заключил: «Теперь он не пригласит тебя на воскресный обед!». «Да плевать мне на его приглашение! Армия платит мне столько, что я могу каждый раз, как пожелаю поесть, заказать столик в ресторане.». Ну, думаю, хорошо жили французские парашютисты!

Через пару месяцев в книге Виттори «Истинная история призывников в Алжире» (La vraie histoire des appelés d'Algérie) встречаю прямо противоположное явление. «По возвращении с операции мы имели право на 2 или 3 для увольнения в Блиду, но некоторые товарищи, не имея денег, не подавали просьбы об увольнении». Время примерно одинаковое: 1956-1957 год. И там, и там пишет парашютист. Где засада? Нет, я понимаю, что для кого-то щи жидки, а для кого-то жемчуг мелок, но не настолько же...

Зимой в Алжире. Парашютисты. Примерно 1956.


Вот как сушили "русские куртки".

Оказалось, все очень просто. Жалование зависело от звания и от того, сколько времени человек прослужил. Только-только призванный солдат второго класса получал примерно 1150 старых франков в месяц. Сержант прослуживший 2 года, - около 50 000.
Рядовой арки (Вот тут «арки» в узком смысле слова, то есть солдат-мусульманин, контракт которого продлевался раз в месяц, и который служил в отряде, присоединенном к какому-то регулярному фр. воинскому соединению. Или же в общевойсковых соединениях переводчиком или стрелком.) в 1957 году получал чуть больше 22 000, в 1961 - около 250 новых франков. Соотношение новых к старым 1 к 100.

Много это или мало? Средняя зарплата рабочего-мужчины в 1957 году - 500 400 старых франков в год, то есть в месяц - 42 000. Если учесть, что солдату не надо было платить за крышу над головой, еду и одежду, то даже первогодкам на карманные деньги обычно хватало. Именно поэтому призывники покупали транзисторы и фотоаппараты, а в местах, где было плохо с водой, иной раз заменяли ее пивом. Так что Ноэль, резервист, сержант и парашютист (тем доплачивали еще за прыжки), явно не бедствовал.



Хоть убейте, не могу найти сколько стоил французский транзистор. Американский - около 30 долларов. Курс в конце 1950-х: 1 доллар = чуть меньше 500 франков. То есть транзистор можно было купить за примерно 15 000 ст. франков.

Правда нужно учитывать еще один аспект. В ту пору женились рано, поэтому где-то треть призывников в 20 лет уже были связаны семейными узами, а кое-кто успел стать отцом. Хорошо, если жена работала. А если нет? Наличие ребенка от отправки в Алжир не спасало.
«.. Давид Нилле был отцом семейства. Полтора ребенка, как он говорил, смеясь. Когда надо было оценить его семейную стуацию, офицер спросил:
- А этот второй ребенок, он когда появится?
- Через 3 месяца.
- Ладно, вот через 3 месяца и посмотрим.» (J.P. Vittori «La vraie histoire des appelés d'Algérie»)
Вот в таком случае жалования могло и не хватать.

Патруль 9 зуавского полка. 1956. Ж.


P.S. Данные по зарплате взяты из статьи «Les salaires de 1950 à 1975» Anne Lebeaupin и Christian Baudelot. (Журнал Economie et statistique, 1979, № 113) (http://www.persee.fr/web/revues/home/prescript/article/estat_0336-1454_1979_num_113_1_4224) и подтверждены данными Нац. Института статистики и эк. исследований (http://www.insee.fr/fr/themes/tableau.asp?ref_id=NATTEF04114)

Война в Алжире, Парашютисты

Previous post Next post
Up