"Бог с ними! Четыре, пять, десять человеков убью..."

Jan 17, 2012 22:00

Как известно, Денис Давыдов преклонялся перед Суворовым, считал его великим человеком и оставил воспоминания о встрече с ним в детстве. Написал он и вот такие строки: «Предводительствуя российскими армиями пятьдесят пять лет сряду, он не сделал несчастным ни одного чиновника и рядового; он, не ударив ни разу солдата, карал виновных лишь насмешками, прозвищами в народном духе, которые врезывались в них, как клейма.» Запомним эти слова.

Суворов А. В. 1790-е. Неизвестный художник. Частная коллекция.



Но через несколько страниц, рассказывая о том, как Александр Васильевич обучал конницу «врезываться в неприятельские войска», Давыдов пишет следующее: «Для этого он спешивал половинное число конных войск и становил их с ружьями, заряженными холостыми патронами, так, чтобы каждый стрелок находился от другого в таком расстоянии, сколько нужно одной лошади для проскока между ними; другую же половину оставлял он на конях и, расставя каждого всадника против промежутка, назначенного предварительно для проскока в пехотном фронте, приказывал идти в атаку. Пешие стреляли в самое то время, как всадники проскакивали во всю прыть сквозь стреляющий фронт; проскочив, они тотчас слезали с лошадей, и этим заключался каждый смотр, маневр или ученье...

Но эти проскоки всадников сквозь ряды спешившихся солдат часто дорого стоили последним. Случалось, что от дыма ружейных выстрелов, от излишней торопливости всадников или от заноса некоторых своенравными лошадьми не по одному, а по нескольку вдруг, они попадали в промежуток, назначенный для одного: это причиняло увечье и даже смертоубийство в пехотном фронте. Вот отчего маневр был так неприятен тем, кому выпадал жребий играть роль пехоты. Но эти несчастные случаи не сильны были отвратить Суворова от средства, признанного им за лучшее для приучения конницы к поражению пехоты: когда доносили ему о числе жертв, затоптанных первою, он обыкновенно отвечал: "Бог с ними! Четыре, пять, десять человеков убью; четыре, пять, десять тысяч выручу", - и тем оканчивались все попытки доносящих, чтобы отвлечь его от этого единственного способа довести конницу до предмета, для которого она создана.»

Всегда было интересно, как в мировоззрении Давыдова сочеталось «Не сделал несчастным ни одного чиновника и рядового» и то, что после каждого учения, проводимого Суворовым, погибало до 10 солдат?

О временах и нравах

Previous post Next post
Up