«…Дантес встал, посмотрел в ту сторону, куда направлялась лодка, и увидел в ста саженях перед собой черную отвесную скалу, на которой высился мрачный замок Иф.
Этот причудливый облик, эта тюрьма, которая вызывает такой беспредельный ужас, эта крепость, которая уже триста лет питает Марсель своими жуткими преданиями, возникнув внезапно перед Дантесом, и не помышлявшим о ней, произвела на него такое же действие, какое производит эшафот на приговоренного к смерти...
Замок Иф.
Построен в 1520-х годах по приказанию Франциска I.
Макет замка Иф из музей планов и рельефов (Париж).
Поближе.
…Лодка покачнулась от сильного толчка. Один из гребцов прыгнул на утес, о который легкое суденышко ударилось носом, заскрипела веревка, разматываясь вокруг ворота, и Дантес понял, что они причаливают.
Башни Сен-Жом и Моговер.
Жандармы, державшие его за руки и за шиворот, заставили его подняться, сойти на берег и потащили его к ступенькам, ведшим к крепостным воротам; сзади шел пристав, вооруженный ружьем с примкнутым штыком.
Впрочем, Дантес и не помышлял о бесполезном сопротивлении. Его медлительность происходила не от противодействия, а от апатии. У него кружилась голова, и он шатался, как пьяный. Он опять увидел два ряда солдат, выстроившихся на крутом откосе, почувствовал, что ступеньки принуждают его поднимать ноги, заметил, что вошел в ворота и что эти ворота закрылись за ним, но все это бессознательно, точно сквозь туман, не будучи в силах ничего различить. Он даже не видел моря, источника мучений для заключенных, которые смотрят на его простор и с ужасом сознают, что бессильны преодолеть его.
Во время минутной остановки Дантес немного пришел в себя и огляделся. Он стоял на четырехугольном дворе, между четырьмя высокими стенами; слышался размеренный шаг часовых, и всякий раз, когда они проходили мимо двух-трех освещенных окон, ружья их поблескивали.
Колодец во внутреннем дворе башни.
...Он пошел за проводником, который действительно привел его в полуподземную камеру; из голых и мокрых стен, казалось, сочились слезы. Поставленная на табурет плошка, фитиль которой плавал в каком-то вонючем жире, осветила лоснящиеся стены этого страшного жилища и проводника; это был человек плохо одетый, с грубым лицом - по всей вероятности, из низших служителей тюрьмы.
- Вот вам камера на нынешнюю ночь, - сказал он. - Теперь уже поздно, и господин комендант лег спать. Завтра, когда он встанет и прочтет распоряжения, присланные на ваш счет, может быть, он назначит вам другую. А пока вот вам хлеб; тут, в этой кружке, вода; там, в углу, солома. Это все, чего может пожелать арестант. Спокойной ночи.
И прежде чем Дантес успел ответить ему, прежде чем он заметил, куда тюремщик положил хлеб, прежде чем он взглянул, где стоит кружка с водой, прежде чем он повернулся к углу, где лежала солома - его будущая постель, - тюремщик взял плошку и, закрыв дверь, лишил арестанта и того тусклого света, который показал ему, словно при вспышке зарницы, мокрые стены его тюрьмы.
Он остался один, среди тишины и мрака, немой, угрюмый, как своды подземелья, мертвящий холод которых он чувствовал на своем пылающем челе."
Камера аббата Фариа.
Нет, телевизора у аббата не было. Это изобретение более поздних веков.
Зимы в Марселе, конечно, несравненно теплее, чем в Москве. Но камины в камерах имелись. Правда, не все заключенные располагали такими удобствами.
Дантес и Фариа персонажи вымышленные. Но вот де Мирабо и де Сад, вполне реальные личности, тоже успели здесь отметиться.
О.-Г. Рикетти де Мирабо. 1789. Боз. Версаль.
Здесь же почти 20 лет пролежало тело генерала Клебера. Из Египта его привезли, а дальше ни у кого руки не доходили. Дошли (не поверите!) у Людовика XVIII. Король приказал похоронить наконец революционного генерала.
Ж.-Б. Клебер. 1797. Герен. Музей армии.
Правда, и это сделали криво. Клебер упокоился не на кладбище, а на одной из площадей своего родного города Страсбурга. Памятник поставлен над его могилой.
Но вернемся к замку Иф...
Что мог бы увидеть узник в окно, если бы оно не было забрано решетками.
Башня Сен-Кристоф.
Казармы Вобана, то есть, помещение для стражи.
Вид на остров с башни Сен-Кристоф. Высота ее - 22 метра, окрестности обозреваются хорошо.
Местные жители.
Фотография макета отсюда:
http://fr.wikipedia.org/wiki/Fichier:Chateau_If_plan-relief.jpg