Недавно на аукционе Сотби был приобретен портрет императора Александра I. Сейчас он в Русском музее. По предварительным данным автор этого портрета - Щукин. Датируется он 1806 годом. Один раз я его в ЖЖ показала и успокоилась. А тут Анаис-умница задала резонный вопрос: «А что за здание за спиной у царя маячит?».
Император Александр I. 1806. Щукин (возм.). Руский музей.
А действительно, что же там изображено? Как известно, на портретах монархов случайно никогда ничего не рисуют, все со смыслом, все - символы. Ну, вот например.
Император Александр I. 1802-1803. Боровиковский. Русский музей.
Всем намеки понятны? Медный всадник в окошке ясно виден? Бюст бабушки просматривается?
Император Александр I. 1800-е. Грасси. Павловск.
Ну, тоже все ясно. Петр Великий и его потомок. Преемственность, так сказать.
Император Александр I. 1801-1805. Неизвестный художник.
И тут нет загадки. На фоне военного лагеря и все такое.
А что же у нас на щукинской картине? Пригляделась. Сначала подумала было, что это Михайловский замок.
Но что-то не сходилось. Ну ладно, Зимний, ну ладно - Царскосельский дворец. Но Михайловский царю разве что в страшных снах не снился. Хотя, возможно, и снился, просто мы не знаем. Никогда не поверю, что Александру хотелось бы видеть себя изображенным рядом с местом, где зверски убили его отца. Особенно, если учесть, что сам он был в курсе заговора, пусть и не предвидел столь трагической развязки.
Так в чем же дело? Художник хотел гадость царю сделать? Вряд ли... Или, судя по тому, насколько непропорционально изображена фигура императора, первоначально здесь был совсем иной человек? Как предположила
mlle_anais - Павел I? Тем более, что прецеденты были. В начале 1800-х годов кое-какие гравюры с изображением Павла I спешно переделывались. Павел был уже не актуален, поэтому ему аккуратно «отрезали» голову и на ее место присобачивали голову ныне царствующего императора, Александра. Например, считается, что именно так и поступили с работой Заттонато.
Император Александр I. 1801. Заффонато. Частная коллекция.
То есть, чисто теоретически переписать картину художник мог - как нечего делать. Но тогда бы и замок закрасили. В чем же дело? И тут меня осенило. Это же Каменноостровский дворец, летняя резиденция императора.
Вид на Каменноостровский дворец. 1805. Лори. Эрмитаж. (фрагмент)
Сбило меня то, что сейчас у дворца крыша другого цвета и то, что я его с другой стороны видела. Значит, все в порядке. Царь был доволен.
Вот что пишет о жизни во дворце в 1812 году Р.С. Эдлинг, которая в то время была фрейлиной императрицы Елизаветы: «Дворец на Каменном острове, в течение многих лет любимое местопребывание императора Александра, не имел в себе ничего царственного. Он выстроен и убран с отменною простотою. Единственное украшение его - прекрасная река, на берегу которой он стоит. Несколько красивых дач построено рядом с императорскою резиденцией. Лицевая сторона дворца окружена прекрасными, правильно рассаженными деревьями; садовые входы никогда не запирались, так что местные обыватели и гуляющие свободно ими пользовались. Вокруг царского жилища не было видно никакой стражи, и злоумышленнику стоило подняться на несколько ступенек, убранных цветами, чтобы проникнуть в небольшие комнаты государя и его супруги. Мне отвели павильон недалеко от главного здания, рядом с помещением одной дамы, приехавшей с сестрою государыни, принцессою Амалией. В другом павильоне жили две другие дамы, так же как и я состоявшие при особе ее величества; обе должны были скоро уезжать и потому не отличались любезностью. Внимание, которое оказывала мне императрица, не могло их радовать. Мы вели очень правильную жизнь. Надо было вставать рано и сопровождать императрицу в ее прогулках пешком, продолжительных и занимательных, потому что в это время она была общительна и словоохотлива. Около полудня мы возвращались к себе, а в пять часов собирались в комнаты к императрице обедать. Эти обеды бывали довольно многолюдны: к ним приглашались значительнейшие лица в государстве, а также иностранцы, которых того удостаивали. После семи часов и по вечерам мы должны были кататься с императрицею в экипаже, иногда подолгу. В это время вообще не было расположения к веселости, и мне лично было не до веселья; поэтому я отлично приноровилась к этой однообразной жизни.»
P.S. За фотографию картины спасибо
maxfraikiev.