Постоянные читатели моего ЖЖ, наверное, заметили, что иногда я пишу в первой фразе ответа «Хороший вопрос!». Иронии здесь нет. Я действительно считаю, что это хороший вопрос, заставляющий подумать. На прошлой неделе
ugryumy, рассматривавший панораму Петербурга работы Аткинсона, спросил меня: «Интересно посмотреть на правый край (там, где биржа). У Аткинса на месте биржи строится какое-то полукруглое здание.» Посмотрела.
Вид на стрелку Васильевского острова и Петропавловскую крепость. 1802-1805. Аткинсон. Эрмитаж (фрагмент)
Действительно, то ли начали строить, то ли не успели разобрать. Тома де Томон приступил к строительству в 1805, рисунок датируется 1802-1805 гг. Но в план современной биржи это полукруглое нечто как-то не вписывается.
Здание биржи на Васильевском острове. 1820. Тозелли. Эрмитаж.
Это и есть биржа Томы де Томона
Значит, это здание, построенное Кваренги? Тем более что оно похоже на то, что изобразил де ла Траверс.
Вид биржи по проекту Кваренги. 1787. де ла Траверс.
Но почему полу-разобранное? Уже готовились к сносу? Решила уточнить и выяснила интереснейшую вещь: здание не разобрали. Его не достроили. Но как же!!! Ведь есть рисунок де ла Траверса!!! А так. Поторопился художник. Выставил желаемое за действительное.
"Особенно примечательна история «Вида Биржи по проекту Кваренги», выполненного художником в 1787 г. Здание Биржи было заложено в 1783 г., и в 1787-м строительство близилось к завершению. Траверс, который хотел подготовить свой «Вид Биржи» к моменту завершения стройки, работал с опережением и пользовался не только натурой, но и чертежами проекта и собственным воображением. Так появилось полное изображение здания, которое не существовало в действительности - с началом русско-турецкой войны работы остановились; в 1794 г. был принят новый проект (арх. Тома де Томона), а незаконченную постройку разобрали на кирпичи." (Уманцева М. Петербург в Москве)
Именно поэтому особенно ценен рисунок Аткинсона. Здесь мы видим реальное положение вещей, а не приукрашенную действительность.
"Правдивость Аткинсона особенно заметна в последнем, четвертом, листе альбома. Изображена восточная часть той же площади на мысу Васильевского острова. Мы видим те же прозаические элементы на первом и среднем планах, что и в третьей гравюре, с добавлением еще одного - недостроенного, возведенного лишь на половину высоты здания Биржи по проекту архитектора Кваренги в центральной части вида. В изобразительной Петербургиане XVIII века нет ничего подобного: художники рисовали недостроенные здания уже законченными (используя чертежи), а поврежденные пожаром “реконструировали”. (А. Краснов “Панорама Петербурга” Джона Аткинсона)
Все, конечно, прекрасно. Но вот сижу я сейчас и думаю: эдак что, мне теперь все пейзажи XVIII века перепроверять что ли?
И еще. Давно хотела сказать, да все случая не было. С юности нежно люблю рок-оперу «Юнона и Авось». Правда, сейчас я ее преимущественно слушаю, а не смотрю. Ибо там такие костюмы! Мама дорогая! Так вот, мне уже не один год интересно, какую именно биржу (а также адмиралтейство и "реку в мурашках простуды") имел в виду Резанов, если Тома де Томон завершил строительство оной в 1811 году (открытие состоялось через 5 лет, в 1816) а действие в спектакле происходит «В начале лета 1806 года»? Я уж молчу о том, что реальный Резанов отплывал в Америку не из Петербурга, а из Петропавловска.