Сегодня сплетничаем: перетряхиваем грязное белье императрицы Елизаветы Алексеевны.

Oct 25, 2009 21:33

Сегодня меня потянуло на сплетни. Поэтому выкладываю кусочки воспоминаний П. Н. Фредро, в девичестве Головиной, дочери знаменитой мемуаристки В. Н.Головиной. Поскольку Варвара Николаевна довольно долго была подругой императрицы Елизаветы Алексеевны в бытность той великой княгиней, и поскольку сама Прасковья состояла фрейлиной при императрице, дамы в некотором роде были в курсе семейной жизни Александра Павловича… В общем, если кого интересует вопрос, спал ли Адам Чарторыйский с Елизаветой, то вам сюда.

В.к. Елизавета Алексеевна.1790-е. Виже-Лебрен. Краснодарский краевой художественный музей. (фрагмент)



«Великий князь (Александр Павлович - К-К.) был окружен людьми, которые оказывали на него дурное влияние и вовлекли во многие крайности. Только мой отец говорил ему правду, но делал это резко. Великий князь уважал его, мягко отвечал на упреки и продолжал свой легкомысленный, вольный образ жизни. Со своей стороны моя мать, опечаленная при виде соблазнов, окружавших юную великую княгиню, не умела предохранить ее от них. Матушка была слишком чиста и не понимала, что надо делать, чтобы одолеть разом влияние великой княгини Анны (урожденной принцессы Кобургской), жены Константина (брат Александра. Сын Павла I - К-К.), разочарование молодой, брошенной супруги, ее мечтательность, плод немецкого воображения, и в особенности очарование страстной любви. Князь Чарторыйский, введенный императором Павлом в окружение его сына, был одним из тех редких и опасных людей, которые сильно чувствуют и внушают столь же сильные чувства: их благородную и глубокую страсть выражает меланхолический взгляд, а их сдержанность и молчание говорят лучше всяких слов. Он не старался вызвать любовь великой княгини, напротив, он долго и доблестно противился ее чувству, но эти усилия спасти ее только подлили масла в огонь. Упрекая великого князя в неверности жене, указывая ему на опасности, которыми тот окружал ее, он слышал в ответ только скверные шуточки и советы не стесняться.

В.к. Александр Павлович. 1797-1798. Лампи (возможно). Русский музей.



Юная принцесса знала об этой борьбе и сравнивала поведение двух мужчин. А возле нее всегда находилась ее легкомысленная, кокетливая и несчастная золовка, говорившая с ней на родном языке и своими преступными признаниями приучавшая ее к опасным сердечным помыслам.
Всем известно, что великая княгиня оступилась. Но сколько было причин пожалеть ее, простить и остаться так же преданной ей, как и моя мать! Эта преданность оставалась бы незыблемой, если бы матушка сумела противопоставить тем, кто хотел их разлучить, более решительное и менее простодушное негодование, если бы она поняла, что в восемнадцать лет мила та подруга, которая снисходительно выслушивает сладостные и нелегкие признания.

А. Чарторыйский. Конец XVIII века.



Завистники великой княгини (во главе с ее свекровью, которая не могла ей простить ее грации и красоты и того предпочтения, которое оказывала ей Екатерина) ждали только повода, чтобы обвинить ее, и он не замедлил представиться. Этим поводом послужило рождение ее любимой дочери. Коварные намеки были доведены до сведения императора, и он публично вынес великой княгине позорный приговор. Графу Ростопчину удалось смягчить его суровость. Князь Чарторыйский, осужденный на ссылку в Сибирь, был всего лишь отправлен в Италию, а великая княгиня испытала унижения, свидетелем которых стала только ее семья…

Князь Адам получил приказ покинуть в течение дня Павловск и отправиться в Италию в качестве посланника России при дворе Сардинского короля, которого последствия революции заставляли скитаться по соседним областям. Великий князь, узнав эту новость, был как громом поражен. Он был не столь легкомыслен, чтобы равнодушно взирать на явный и почти публичный позор. Но он не мог поверить, что скандал действительно разразился, и был уверен в честном поведении того, кому сам же давал лукавые советы. Уверенность его была столь полной, что он отправился к великой княгине, нашел ее весьма опечаленной, и оба они долго гадали о том, что могло быть причиной такой стремительной развязки…

А.Чарторыйский. 1808. Неизв.художник



Несчастья императрицы Елизаветы были известны всей России, но никто не упрекал ее. Она была так молода, так красива - и покинута, оставлена без защиты. Осуждение не смело коснуться ее, и ей только сочувствовали. Мне трудно говорить о том, что стоило моей матери стольких страданий. В первый же год связи императора Александра с г-жой Нарышкиной, еще прежде восшествия на престол, он пообещал ей навсегда прекратить супружеские отношения с императрицей, которая должна была остаться его женой только формально. Он долгое время держал слово и вскоре после коронации, движимый одним из тех бескорыстных порывов, что были отличительной чертой его характера, даже решил принести жертву во имя своей любви. Он задумал отречься от престола, посвятил в свои планы юную императрицу, князя Чарторыйского и г-жу Нарышкину, и было единогласно решено, что они вчетвером уедут в Америку. Там состоятся два развода, после чего император станет мужем г-жи Н.[арышкиной], а князь Адам - мужем императрицы.
Уже были готовы корабль и деньги, и предполагалось, что корона перейдет маленькому великому князю Николаю при регентше императрице Марии.
Императрица Елизавета потеряла свою дочь, что облегчало материальные трудности и делало ее одинокое и растерзанное сердце доступным для решений, продиктованных отчаянием. Князь Адам, во власти сильнейшей страсти, на мгновение был увлечен такой соблазнительной перспективой; но он же первый осознал ее невозможность, почувствовал угрызения совести и привел императору доводы рассудка. Ему удалось его убедить, все осталось по-прежнему, и по меньшей мере несколько лет империя наслаждалась покоем, но императрица Елизавета стала еще более одинокой...

М.А.Нарышкина. 1807. Грасси.



В 1806 г. было объявлено о беременности императрицы: эта новость была встречена с радостью, все ей сочувствовали после смерти ее старшей дочери и желали, чтобы эта утрата была возмещена. Но г-жа Нарышкина пришла в ярость. Она требовала от императора верности, на которую сама была не способна, и с горечью осыпала его упреками, на что он имел слабость ответить, что не имеет никакого отношения к беременности своей жены, но хочет избежать скандала и признать ребенка своим. Г-жа Нарышкина поспешила передать другим эти жалкие слова. К ним отнеслись по-разному, но как раз в это время пошли слухи о кузене княгини Голицыной, молодом кавалергарде, впрочем, никому не известном, который умирал от любви к императрице, часто видел ее и был красив. Многие сопоставили все эти факты и сделали вывод, который был на руку врагам императрицы.»

А.Я. Охотников. 1800-е. Неизвестный художник. Павловск.


Тот самый «молодой кавалергард», любовник императрицы.

Дивная история, да? Ну ладно, в связь между Елизаветой и Чарторыйским я верю. Но дальше местами текст читается как чистая фантастика. Планы Александра касательно отречения от престола и женитьбы на Нарышкиной - это уже что-то запредельное. Как относиться к заявлению о том, что Александр поклялся не прикасаться к Елизавете и быть верным возлюбленной, не знаю. В принципе, поскольку на жену он не смотрел лет 20, в первое утверждение поверить худо-бедно можно. Но вот что касается того, что он обещал хранить верность Нарышкиной, что-то не верится. Во-первых, Мария Антоновна, хоть и не была очень уж умной, впечатление круглой дуры тоже не производит. А требовать от человека заведомо невыполнимое может только идиот. Да и сам Александр неужели был готов дать такую клятву? С его-то женолюбием.

Хочу отметить: я всегда думала, что, хотя царская семья была в курсе событий, современники все же не знали о романе императрицы и о том, кто отец в.к. Елизаветы Александровны. Ан не, знали.

P.S. За портрет Елизаветы спасибо maxfraikiev.
P.P.S. Картинки кликабельны.

Елизавета Алексеевна (императрица), Александр I: биография

Previous post Next post
Up