Наверняка вы знаете, что Чиполлино - это производное от cipolla (чиполла), то есть, лук. Да, тот самый, который зеленый и растет на грядке. Джанни Родари всему семейству придумал уменьшительные имена от слова "чиполла". Это для нас Чиполлино звучит оригинально и по-иностранному, для итальянцев это всего лишь "Луковка". И вот про такого простого (я бы даже сказала, уличного) мальчишку сочинили не только сказку, но и балет, который идет уже полвека.
Музыку написал Хачатурян и вы, если являетесь моими ровесниками, ее точно слышали. Но не спешите говорить: "Кто же не знает балет
"Спартак" и "Танец с саблями" (который вообще-то только номер из балета "Гаянэ", но мало кто про это помнит)! Дело в том, что это не тот Хачатурян. Не Арам, а Карэн, его племянник, которые специализировался на музыке к кинофильмам и мультфильмам. Наверняка вы в детстве смотрели старые добрые мультики "Лесные путешественники" (про бельчонка), "Сердце храбреца (про охотников на тигров) или "Необыкновенный матч" (мягкие игрушки против деревянных футболистов). Если нет, то можем вспомнить фильмы "Выстрел", "Вий" или "Единственная дорога" (вы смотрели такой? Я -да).
Надо сказать, что Карэн Суренович совершенно не собирался писать балет "Чиполлино". Собственно, он его и не писал. Это автор либретто Г. Рыхлов собрал из разных мультфильмов (в первую очередь из "Чиполлино" 1961 года) отрывки и предложил композитору оформить это в виде партитуры для балета. Карэн Хачатурян идею одобрил, так появился один из самых известных детских балетов.
Я написала: "детских"? Забудьте. Балет прелестен, взрослым тоже нравится и пусть в 1970-х критики упрекали его в слишком большой дозе пантомимы (а вы пробовали детям однообразные ряды балерин в белых пачках показывать?), классики тут хватает. Дело в том, что народные мотивы (в первую очередь тарантелла) звучат, когда на сцену выходят герои-труженики: Чиполлино с семьей, кум Тыква, Редисочка, мастер Виноградинка и пр. В то время как семья графов Вишень и их гости танцуют вполне классические па.
Я смотрела постановку театра Кремлёвский балет в Государственный Кремлёвский Дворец не устаю хвалить и то, и другое. В первом случае мы имеем первоклассную труппу с превосходными солистами и кордебалетов. Чиполлино - Д. Прусаков, Редисочка - А. Криса, граф Вишенка - Е. Мотузов, принц Лимон - М. Евгенов, синьор Помидор - Н. Высоцкий и пр. Артисты так показали своих героев, что заинтересовали как маленьких зрителей, так и взрослых. Ибо то было красиво и интересно. И вот как раз пантомима - именно то, что надо детям. А не эти ваши лебеди в три ряда и пять шеренг. Во втором (это я о Кремлевском дворце, вернемся к нашим баранам) - удобный зал с хорошим подъемом в самом центре города, причем у метро (добираться удобно), с просторными фойе, в которых всегда проходят выставки, так что время до начала спектакля пролетает быстро.
А какие там костюмы! Песня! Традиционные пачки у дам на балу и простонародные наряды у простых людей. Трогательное полосатое нижнее белье у стражников (тут обыграли то, что сверху они носили рыцарские доспехи). Вызывающе яркие красные мундиры у помидоров-полицейских (долговязых и нескладных, в эту команду, кажется, собрали самых высоких артистов). А как идут мальчику Вишенке беретик и очки, он такой трогательный! Очаровательны и заносчивые графини, которые носят коктейльные платья и лорнируют всех, кого видят. Кстати, костюмы и декорации восстановлены по эскизам В. Левенталя, которые он сделал для Большого театра.
Получила море удовольствия, искренне рекомендую.
P.S. И даже занавес в театре был непростой, на нем были нарисованы герои спектакля.
P.P.S. есть у меня смутные подозрения, что линия кума Тыквы и его дома связаны с итальянским законом о самострое: если за ночь человек успевал построить дом и навести крышу, строение регистрировалось, если нет - сносилось.
За приглашение спасибо
Ирине Аренковой и сообществу
Московские блогеры МоскваЛюблю.
Фотографии с сайта
https://www.lapersonne.com/post/kremlin-ballet-cipollino/ плюс две мои, я сняла фигуры у зимнего сада (в дополнении ко вчерашним
двенадцати месяцам).