"Волшебник из страны Оз", или О безжалостном времени

Jan 09, 2025 13:45

Пожалуй, самые дорогие фильмы - это сказки, фэнтези и фантастика. То есть, те, где надо создавать альтернативную реальность. Спецэффекты, декорации, костюмы съедают массу денег. И, как не парадоксально, именно ленты, сделанные в этих жанрах, стареют быстрее всех (исключения вроде "Метрополиса" лишь подтверждают правило). Военные драма, драмы, мелодрамы цветут уже сто лет и ничего им не делается, более того, легкий флер ретро придает им особый вкус. То есть, там, где речь идет про отношения людей, где на первый план выходят режиссура и актерская игра, все в порядке. Где упор делали на спецэффекты - увы.



Поэтому "Волшебник из страны ОЗ", вышедший на экраны в 1939 и стоивший баснословную сумму (два миллиона долларов) устарел очень быстро. Причем, это заметно было и советским зрителям, не избалованными голливудскими фантастическими блокбастерами. Я видела этот фильм в конец 1980-х и из зала вышла с мыслью: "Что это было?". Между тем, картина эта весьма интересна с точки зрения истории кино. Это один из первых действительно цветных фильмов. Бывало, что картины снимали с цветными фильтрами, бывало, что раскрашивали какие-то куски (вспомним "Броненосца "Потемкин" и его алый флаг), но только Техниколор дал путевку в жизнь реально цветному кино, пусть съемка была и астрономически дорогой.



При этом режиссер Виктор Флеминг сделал весьма занятный (на тот момент) ход: сцены, происходящие в Канзасе, сняты на черно-белой пленке, происходящие в Волшебной стране - на цветной.





В ту пору это было невероятно круто, а сейчас я думаю, что лучше бы весь фильм был черно-белым, в таком варианте огрехи и несовершенства меньше бросаются в глаза. Ленту снимали в студии и картон на заднем плане крайне заметен и сразу снижает эффект от картины. Возможно, так и было задумано: Волшебная страна показана как-будто понарошку, поэтому и цвета всего там - вырви глаз: небо голубое-голубое, трава зеленая-зеленая, дорога из желтого кирпича чуть не блестит, а уж Изумрудный город и его обитатели - вообще кошмар любого дальтоника.



Проблема в том, что это могут понять взрослые люди, причем еще и привыкшие к театральным условностям. Но не дети. Спецэффекты, которые создавались с большими трудностями (11-метровый кусок муслина - смерч или асбест - снег) и говорить не приходится, нынче это даже не детский сад, а ясли кинематографа.



К вопросу о детях. Знаете какие претензии критики предъявили "Волшебнику из страны Оз" в 1939? Что Джуди Гарланд, исполнительница роли Дороти, слишком взрослая. тут я с ними совершенно согласна, актрисе было уже 16 лет на момент съемок. но рассмотрим ситуацию: в фильме крупных звезд нет. Значит, на главную роль нужна достаточно известная юная поющая актриса. Ширли Темпл не отпустила студия, с которой у нее был контракт. Дина Дурбин была на год старше Гарланд, да и выглядела куда взрослее. Так что Джуди - весьма неплохой вариант. Кстати, она мать Лайзы Минелли и прототип Нили из книги "Долина кукол".



К плюсам этого фильма можно отнести и отличную команду актеров. Многие из них сыграли по 2 роли (персонаж в нашем мире и в волшебном). Работники фермы стали Страшилой (Р. Болджер), Железным дровосеком (Д. Хейли) и Львом (Б. Лар), а Фрэнк Морган был и бродячим фокусником, и волшебником, а Маргарет Хэмилтон - и мисс Галч, и злой колдуньей. А вот Терри сыграла только одну роль - собачку Тото. Но зато она была жутко обаятельной.



Резюме: фильм приятный, но он жутко устарел. Если интересуетесь историей кино, посмотрите.

Картинки с сайта www.imdb.com/.



Кино и немцы

Previous post Next post
Up