Это было в то время, когда не было девочек на подпевках и кордебалета в глубине сцены, когда певцы носили не перья и стразы, а классические костюмы, когда они стояли у микрофона и просто пели. И она просто пела. Но как! Некрасивая худая женщина в скромном черном платье пела так, что ее помнят и сейчас, через шесть десятилетий после ее смерти. Эдит Пиаф, Воробушек, дитя парижских улиц.
Я не верю в переселение душ. Но глядя на Ирина Зайцева в роли Пиаф в спектакле Театр на Малой Ордынке готова поверить. Марион Котийяр не была так убедительна в этой роли, как она. Ибо Ирина похожа на великую французскую певицу не только внешне, их позы и жесты идентичны, а голос Ирины очень напоминает голос Пиаф. И (спасибо художнику по костюмам Марии Лазаревой) платья героини спектакля - практически копии тех, что носила знаменитая певица.
Спектакль поставлен по пьесе И. Я. Афанасьева, но это не биография певицы, как таковая, нет. Зрители присутствуют при разговоре двух следователей и друга Пиаф Андре Бигара (опять великолепный Денис Светличный). Представители Комитета по люстрации уверены, что Эдит сотрудничала с немцами во время второй мировой войны и требуют доказательств. И Бигар рассказывает им о жизни Пиаф в 1940-1944 годах.
Постановка "Эдит Пиаф. Гимн любви" получилась очень французской и светлой, несмотря на довольно тяжелую тему. Все же война - это не радостное события, тут грустного много, но зритель уходит из театра окрыленным, полным надежды на лучшее. В спектакле звучит много песен, есть танцы (даже канкан!) и цирковые номера.
Если вы увлекаетесь французской культурой, вы встретитесь со своими старыми знакомыми. Это Жан Кокто (Максим Лебедев), которого представлять не надо, я думаю, и Поль Мерисс (Валерий Карпов), актер, сыгравший в "Дьяволицах", "Мари-Октябрь", "Истине" и пр.
Минусы.
Больше всего я не люблю писать про минусы у хорошего спектакля. Потому что хочется, чтобы было все идеально. Но надо.
1. Режиссуру И. Афанасьева и Е. Герасимова я считала отличной вплоть до последней сцены. Но когда помощник следователя запрыгнул "на ручки" своему старшему коллеги, я перестала так считать, ибо этим эпизодом сразу убили весь положительный пафос спектакля и прямо заявили, что, мол, это не серьезно, мы просто дурачимся.
2. Костюмы этих следователей - это тоже отдельная песня, ибо орден там самый фэнтезийный, серая форма не похожа вообще ни на что, при этом младший следователь носит нашивки лейтенанта, а старший ходит вообще без них.
3. Исторических ошибок в пьесе, по которой поставлен спектакль, - вагон и маленькая тележка. Когда Францию назвали союзницей Третьего Рейха, я уронила челюсть. Когда про де Голля 25 августа 1944 года сказали, что он Президент Франции, чуть не упала со стула. А когда уже дома пролистала биографию Пиаф (ну, не помню я ее точно всю на память), узнала еще много интересных нестыковок.
В общем, я получила массу удовольствия и Ирина Зайцева в роли Пиаф хороша, как никто. Кстати, скоро состоится премьера спектакля театра Сатиры "Эдит и Марсель. Больше чем любовь", где она сыграет главную роль. Но хотелось бы, чтобы ляпов было меньше.
P.S. А еще в фойе театра стояла Эйфелева башня. Вот!
За приглашение огромное спасибо
Ирине Зайцевой.
Фотографии с сайта ordynka31.ru и с поклонов.