Извините за долгое молчание. Неделю была в Питере. Вернулась с массой впечатления, кучей книг (в том числе два тома с портретами) и с огромной благодарностью к тамошним френдам, которые меня по городу выгуливали (
marinka_liza,
valeryanna,
saur,
mlle_anais). Отдельное спасибо Сергею (
22sobaki)), который довез меня до Баболовского дворца и продемонстрировал знаменитую ванну, и Татьяне (
jako), которая подбросила мне сведения о существовании на фронтоне знаменитого Исаакиевского собора в Петербурге портрета Александра I. Именно об этом я и хочу рассказать в это посте.
Наверное, все представляют, как выглядит Исаакиевский собор, но на всякий случай напомню.
На его западном фронтоне мы можем увидеть вот такую группу.
Как пишет П.Я. Канн в книге "Прогулки по Петербургу", "В центре горельефа Исаакий Долматский благословляет склонившегося к нему императора Феодосия. Рядом с Феодосием его жена Флаксилла (ваятель придал им черты Александра I и его жены). За ней фигуры, которые скульптор Витали также наделил портретными чертами. В первой из них можно узнать президента Академии художеств А. Н. Оленина, во второй - министра двора и председателя Комиссии по строительству собора князя П. В. Волконского. В левом углу горельефа - фигура с моделью Исаакиевского собора в руках. Это - Огюст Монферран". (Опять спасибо
jako, на этот раз за цитату).
Посмотрим на царя и его спутников. К сожалению, фотоаппарат у меня простенький, а скульптуры расположены высоко. Так что, извините, "что выросло, то выросло".
Император и его супруга.
Поскольку строительство собора начато в царствование Александра, вполне логично было включить его изображение в число прочих. Напомню, что императорская чета в то время выглядела примерно так:
Император Александр и императрица Елизавета Алексеевна. Камея. 1816. Эрмитаж.
Посмотрим на других персонажей.
Монферран опознается легко. И потому, что держит подмышкой модель Исаакиевского собора, и потому что налицо явное портретное сходство.
Монферран О. Витали. 1850-е.
С другими персонажами - проблема. И расположены они не очень удачно с точки зрения съемки, и фотоаппарат, как я писала, у меня слабенький. Но, на всякий случай, вот их портреты.
Волконский П.М. конец 1810-х - начало 1820-х. Неизвестный художник.
Обращаю внимание читателей на то, что П.Я. Канн ошибся. Именно Петр Михайлович был министром двора и председателем комиссии по строительству собора. Кстати, он был также и другом императора Александра Павловича.
Оленин А.Н. После 1824-го. Варнек.
Ну а дальше расскажу о том, как я почувствовала себя почти гением. Мне пришло в голову что, поскольку собор посвящен Исаакию Далматскому и внутри храма также есть его изображения, то, возможно, найдется еще один портрет императора. Так и случилось. Повторение фрагмента барельефа мы можем увидеть на левой внутренней створке северной двери.
Вот сама дверь.
А вот и барельеф.
Император с супругой.
К сожалению, тут опять все не слава богу. Фронтон расположен слишком высоко, барельеф на двери - слишком низко. Я снимала чуть ли не лежа.
Кстати, на мой взгляд, носик у императора длинноват, на фронтоне царь больше на себя смахивает.
Ну и наконец, в соборе находится икона св. блгв. великого князя Александра Невского, небесного покровителя Александра I.
P.S. Картинки кликабельны.