"Разбойники" в НМДТ, или Жуть с грустью

Jun 15, 2024 12:01

НМДТ - это тот самый театр, приглашения в который начинаются словами: "Сначала погуглите, где это". Ибо есть у него существенный недостаток: расположен у черта на куличках. Я, к счастью, живу на севере Москвы и мне удобно туда ехать: вышел из дома, сел на автобус, проехал 30 минут, прошел 15 минут и ты в театре. А вот из центра столицы ехать - да, фиг доберешься. А театр неплохой. Поэтому я, увидев, что там поставили "Разбойников" Шиллера, загорелась.



Что сказать? Шиллера испортить сложно. Но можно. Театр блистательно это доказал. Как из пьесы молодого автора, где все - восторг и порыв, буря и натиск, кровь и смятение сделать вот такое унылое нечто? Возможно, у режиссера В. Долгачева, период был сложный, но спектакль не удался. Я не предъявляю претензии к тому, что текст сократили раза в два. Я даже не против того, что граф фон Моор в спектакле умер совсем не так, как у автора. Фиг с ним. Но вот то, что убрали ключевые моменты, - это плохо. Знаете, какая фраза в свое время потрясла меня? "Над его прахом поставили бы памятник, если бы он умер не за меня." Это, кстати, один из посылов пьесы. Все геройство Моора, вся храбрость его людей бесполезны, даже вредны, ибо их цель не благая. В спектакле это не прозвучало. И мне лично вообще неясно, какие выводы должен сделать зритель из этой постановки.



Совершенно смазана трактовка образов. Я понимаю, когда играют "Разбойников" в антураже XVIII века. Это красиво и романтично. Я понимаю, когда действие переносят в наше время. Это может сделать героев ближе зрителям, поэтому такой поступок оправдан. Но тут не два, не полтора. Разброд и шатание. Часть костюмов - из XVIII века, часть - из XIX, часть - современные. Ладно, о`кей, такое тоже бывает. Но все равно логика должна присутствовать. А в спектакле граф фон Моор дома в шинели ходит. Почему не в халате, а? В любом халате, хоть махровом. Но в домашней одежде. Вы бы еще ему шубу выдали. Я поняла бы, если бы Франц был одет в строгий офисный костюм. Но он носит черную куртку и штаны, сапоги и галстук. И что это должно означать? Кто в лес, кто по дрова? Ну, граждане, в любом веке либо ты на бал/в оперу собрался, либо на охоту/по грибы. Но не так, чтоб на балет в резиновых сапогах и во фраке явиться.



Актеры не могут осознать, что им играть: Шиллера-Шиллера или что-то современное. Вот и выходит, что граф, монах, пастор и слуга пытаются что-то изобразить в классической манере, а молодежь, подвизавшаяся в разбойниках, - что-то современное. И одно с другим не сочетается. В своем роде, по отдельности, хороши граф, Амалия (Л. Харламова) и Франц (М. Горшков).





Что касается Карла Моора (Б. Шильманский), то создается впечатление, что атаман - это уже очень немолодой герой, который тяжело болен и жить не хочет. Все же как-то я иначе себе представляла предводителя разбойников.



Музыка исполняется на гитаре, баяне и барабане и забивает текст настолько, что я даже не могла понять, на каком языке там песню поют. А это уже, граждане, край полный.



В общем, спектакль неудачный.



Картинки с сайта https://newteatr.ru/performance/razbojniki-2022/

#мндт #разбойники

Любите ли вы театр?, #мндт, #разбойники

Previous post Next post
Up