Кровать магараджи как вершина мастерства и кича французских ювелиров: правда или вымысел?

Jan 26, 2022 10:02

Когда я увидела фотографию этой кровати в сети, я почесала в затылке и отправилась искать информацию. Потому как известно: на историческом факультете учат проверять источники и вообще я Фома неверующий. Что сказать... Чует мое сердце, что история эта может быть фейком. Потому что с сайта на сайт кочует одна и та же фотография (вообще, люди в 1880-х искусство фотографирования уже вовсю освоили), и ни на одном хоть как-то внушающем доверие сайте я этой истории не нашла. Максимум - на ресурсе Ассоциации de la Plaine de Saint-Denis, которая была создана в 1996 году и которая представляет собой такое общество любителей-рыболовов любителей истории родного края.



Итак, легенда такова. В апреле 1882 года Поль Кристофль, глава... в русских блогах пишут "парижского ювелирного дома", но это немного не тот масштаб. Поль Кристофль и его племянник Анри Буие стояли во главе огромной империи, созданной Шарлем Кристофлем в 1830 году. Кстати, она процветает и поныне, желающие могут изучить сайт или же съездить в фирменный магазин, причем даже не во Францию, а в Барвиху. Правда, цены там конские. Завод Кристофля, расположенный на окраине Парижа, в Сен-Дени, стоял между каналом и железной дорогой, то есть идеально с точки зрения логистики. В начале XX века у Кристофля работало 1 600 человек, в том числе 600 - в Сен-Дени. Масштаб представляете? Неудивительно, что среди клиентов Общества Шарля Кристофля были высокопоставленные особы.

Шарль Кристофль. 1863.


Но вернемся к нашим баранам, то есть, в апрель 1882 года. Компания получает заказ на изготовление кровати. Почему мебель заказали на заводе, специализирующимся на изготовлении изделий из серебра или посеребренных вещей? Потому что как раз кровать была серебряная и весила под 300 кг. А вот 4 женские обнаженные фигуры в головах и ногах кровати - деревянные, из драгоценного бразильского палисандра. При этом эти дамы могли двигать глазами, а также обмахивать лежащего на кровати человека опахалами, сделанными из конского волоса и страусовых перьев. Ах, да, чуть не забыла. И еще играл механический орган. Он исполнял мелодии из "Фауста" Гуно. Целых полчаса. Представили себе такую картину: лежишь ты себе на этом серебряном ложе, а 4 манекена опахалами машут и звучит "Сатана там правит бал! Там правит бал!!!"... Представили? Я тоже. И волосы встали дыбом от ужаса: зрелище не для слабонервных, поскольку фигуры были выполнены супер-реалистично, даже волосы использовали настоящие (причесывал их знаменитый в ту пору парикмахер Лесаж).

Садек Мохаммед Хан IV. 1877.


Поскольку серебряные части кровати были украшены инициалами S.M.K., то в конце концов клиента вычислили. Им оказался Садек (или Садик) Мохаммед Хан IV (Sadeq Muhammad Khan IV), магараджа Бахавалпура. И если я еще могу понять почему ему захотелось иметь серебряную кровать и 4 европеек в придачу (фигуры изображали француженку, испанку, итальянку и гречанку, хотя как их там различали в голом виде, не знаю), то на кой черт ему Гуно понадобился - вопрос.

Шаляпин в роли Мефистофеля.


Как написано на сайте Ассоциации, кровать была отреставрирована и в 1998 году выставлена на заводе в Сен-Дени, который к тому времени уже превратился в место конгрессов, приемок и выставок. Но ни одного (!!!) современного снимка этой красоты я не нашла. Что еще больше повергает меня в сомнения. Ибо чтоб наши современники да такой кич не сняли... Не верю.

В общем как-то так. История есть, а доказательств - кот наплакал.

Картинки с сайтов:
https://plaine-memoirevivante.fr/entreprises/christofle/
https://www.christofle.com/eu_fr/notre-maison/charles-christofle-un-visionnaire
https://gorkiy.tatmuseum.ru/my-product/f-i-shalyapin-mefistofel/
https://www.gettyimages.no/

История в картинах и предметах, Франция

Previous post Next post
Up