Несколько старых портретов или Плохому художнику всегда мешают руки.

Apr 17, 2009 23:31

С некоторой точки зрения нашим современникам повезло. Когда мы говорим о литературе XIX века, то, чаще всего, имеем в виду шедевры. Это книги Пушкина, Толстого, Гоголя, Тургенева. В крайнем случае можем вспомнить писателей второго ряда: Бестужева-Марлинского, Погорельского, Мельникова-Печерского, Крестовского. Но ведь это лишь верхушка айсберга. Мы практически не знаем графоманов того времени, ибо их произведения не переиздавались ужу век-другой. То же самое с портретами. Мы ориентируемся на картины Боровиковского, Соколовского, Кипренского, Доу. Но было еще множество доморощенных портретистов. Многие хотели иметь свой портрет или изображение родственников и друзей, а хороших художников на всех не хватало. Больше всего «повезло» миниатюре. Чаще всего художники с «кривыми «руками работали именно в этом жанре. На творения эти иногда без слез не взглянешь.

Император Александр I. Неизвестный художник по оригиналу Боровиковского. 1807-1808. Музей Бородинское поле.


Я уже как-то выставляла этот портрет. Н не могу удержаться, уж больно дивен.

Император Александр I. Неизвестный французский художник (вроде как).



Теперь посмотрим на "евойную" половину. На супругу, императрицу Елизавету Алексеевну, стало быть.

Императрица Елизавета Алексеевна. Неизвестный художник. Недавно был выставлен на аукцион.


Ну, я конечно понимаю, что после 30 она сильно поплохела. По словам К.Фрейштедт, придворной дамы матери императрицы, которая не видела Елизавету Алексеевну с 1792 по 1814 год, "талия пополнела, цвет лица был красноватый, сохранился только прелестный тембр голоса и прекрасный рост"(Кстати, Ровинский приводит версию, по которой императрице было передано отравленное притирание.), но неужели все было настолько плохо, как на этом портрете? Если да, то я не удивляюсь, почему император от жены шарахался. Но что-то меня гложут смутные сомнения.

Переходим к птицам не такого высокого полета.

Суворов Александр Васильевич. 1795. Бэкон. Музей Суворова.


Да, реальный полководец отнюдь не был похож на тот портрет, к которому мы привыкли. Но все же на других картинах, написанных живописцами-современниками Александра Васильевича, он смотрится несколько более презентабельно.

Селезнев Степан Иванович. 1800-е. неизвестный художник. Музей Пушкина.



Молодая женщина. 1810-е. де Кан. Третьяковка.



Обер-офицер лейб-гвардии Уланского полка. До 1808. Третьяковка.



Штабной офицер Уланского полка. 1812-1818. Неизвестный художник. Третьяковка.



Мда, похоже большинство этих персонажей, включая императора, страдали одной болезнью: макроцефалией.

Переходим к семьям.

Сулима Иван Павлович и Варвара Осиповна. 1800-е. Неизвестный художник. Музей Пушкина.



Кудрявцевы. 1821. Андрей Иосиф Хинтц. Третьяковка.



Семейный портрет. XVIII век. Неизвестный художник. Третьяковка.



Семейный портрет. Рубеж XVIII-XIX вв. Шамиссо. Частная коллекция.



P.S. Картинки кликабельны.

Деды и прадеды

Previous post Next post
Up