*
Первая вещь Шамиля Идиатуллина, которую я прочёл, называлась Кареглазый Громовик. Тёмный, страшненький, очень натуральный рассказ (а я вообще стараюсь читать только рассказы) - очень такой, знаете, шерсть дыбом.
Мне бы, дураку, остановиться, ну там вкушая вкусих мало мёда, и се, аз навкушался. Но нет, зацепило, и дальше был Убыр - подростковый этнотрэш с татарским закосом. Проскочило чисто по инерции и без удовольствия: можно было не читать, не убыло б. Татарский закос, кстати - идиатуллинская фирменная фича, он везде, но он не раздражает. Меня, во вс сл. Я вообще за национализм в здравых дозах.
Коротко:
Группа людей получает возможность построить в глушайшем приполярном сибирском углу город-сад/звезду КЭЦ. И решают, что лучше нету ничего, чем воссоздать ссср, взяв всё лучшее и не взяв ничего нелучшего. >>FF>> и у них ни хрена не вышло.
Длинно:
Алик Камалов - гений и человек Возрождения. Красавец, непобедимый каратист, офигенный аналитик. В начале книжки - студент, далее сразу без всякого перехода - суперманагер. Сразу не потому что кадры вырезали, нет: его взяли прям из студентов в полубоги. Так бывает, если ты молодец, татарин, каратист, и про тебя пишет книжку Идиатуллин.
Что красавец, подтверждается сценой в бане. Там Алик с полотенцем вокруг чресел врывается в женское отделение чтобы усмирить хулигана. И женщины делают а-аах - и полотенце падает, и женщины делают у-уух. А потом он ещё и дерётся, и что делают женщины, я вам не скажу.
Что непобедимый каратист, подтверждается многократно и утомительно сценами драк, где выступающий на стороне добра Алик либо одерживает верх, либо не одерживает, но это только потому что враг оказывается подл и сражается нечестно.
А вот что касается аналитики, то автору приходится поверить на слово. Потому что все ДЕЙСТВИЯ Алика по работе происходят за кадром (в кадре он только машется, любится, общается, выступает на собраниях и принимает решения типа «пятилетку за три дня»), зато СВЕРШЕНИЯ в результате невидимых действий являются одно за другим, самые головокружительные.
К Алику (Галиакбару Амировичу) мы вернёмся.
Максим же Александрович Рычев - зам главы Проммаша, ну что-то типа второго человека в газпроме рф до 22 года. Это он вознёс Алика, разглядев в нём чудо, когда Алик что-то там делал в избирательной кампании рычевского конкурента (что именно и как - см. выше, но это было гениально).
Так вот, Рычеву сверху намекнули, что можно постричь бабла со слов, и поставили его это дело пасти. А что? Лужков же патентовал пирожки. А Рычев давай патентовать слова из советского прошлого. И собрал недурную коллекцию прав на слова «союз», «союзный», «совет» и годзиллион их производных. И давай рейдерить фирмы, использовавшие эти слова в своих названиях и брэндах. И в результате подгрёб под себя чуть ли не целую бизнес-империю - где внаглую, где решениями суда, где ещё как, ну мы в курсе. Помогал ему в этом весьма творчески юный выпускник юрфака Алик Камалов.
А потом Рычеву сказали развивать Сибирь. Дали какую-то дохлую площадку на вечной мерзлоте и небось рассчитывали на долю в попиле. Но не таков оказался Мак Саныч! Не зря, не зря доверили ему патентовать союзные слова!
Мак Саныч мудро поставил старшим на точку Алика, ну и заверте.
В общем, не прошло и... (собственно, сколько не прошло и? - прямых указаний на время вроде бы в книжке не было, но «по ощущениям» не больше пары-тройки лет, а всё действо уместилось хорошо если в 10, возможно и того меньше), как городок Союз стал домом для целой кучи предприятий.
Прежде всего, и главнее всего! - всё должно было быть своё. Никакой отвёрточной сборки, никаких зависимостей от буржуев. И никакого экспорта! Всё для своего народа, в первую очередь - для сибиряков. С нуля! С руды - и до автомобиля!
Гениальнейшие, светлейшие головы творили в конструкторских бюро, разрабатывая невероятные решения и доводя их до производства в невиданные во всей Вселенной сроки. (мелочами типа смежников, плашек три восьмых дюйма, сальников и маслосъёмных колпачков Идиатуллин не заморачивается. откуда прокат нужных марок, если его в мире выпускают пять производителей, откуда то или сё - неважно, Алик разруливал всё на ходу, между каратэ и собранием, на котором он ставил очередную цель).
Автозавод в немыслимые сроки начал выпускать уникальные автомобили Кипчак (разбору проникновения татарских слов, означающих транспортные средства, в языки сопредельных с татарами народов, отдан десяток страниц). Автомобили эти ездили боком, раком, умели в случае чего вскакивать на воздушную подушку и вытаскивать из безнадёжного болота безнадёжно засевшие там джипы, не боялись ни жары и ни холода, потребляли топлива на уровне мопеда и разве что молока не давали.
Не отставали и электронщики. Слава Ктулху, никто не проговорился (в Союзе умели хранить секреты, об этом ниже), и в Купертино никто так и не узнал, иначе повесились бы все яблочники. Потому что коммуникатор «союзник» умел в голограммы, обладал совершенно крышесносной памятью, не боялся ни жары и ни холода, жил с одной зарядки дольше Вечного Жида, правда молока не давал, но над этим работали. (откуда чипы, платы, элементарно стекло на экраны, всё вот это вот это всё - неважно, на то был Алик).
Интернет развивали, но хороший, правильный интернет - «совсеть».
Ах да, в Союз моментально проложили дорогу, главное что железную - потому что шоссе Кипчакам было особо не нужно. Но и оно было, если что.
Было в Союзе конечно и гестапо, но такое, хорошее, правильное гестапо. Убивало, но мало, без фанатизма, и только плохих людей. Плохих в Союзе было мало, они все были засланы извне. У читателя, кстати, не возникало этического протеста, когда их убивали. Прятали трупы неумело, и однажды это чуть не привело к проблеме, но пронесло.
Бабло в Союз вливалось без счёту из москвы, Рычев споспешествовал, военный заказ опять же тоже был, но пока всё было на подъёме, и без военных хватало.
Экспорт, повторю, неосовками исключался как явление, советские очень боялись выпускать свои сверхизобретения во внешний мир, и вот почему. Дальше будет цитата. Она стоит внимательного прочтения:
... через полгода весь мир будет завален дженериками, которые окажутся по-любому дешевле, хоть мы по три копейки всё продавать будем, а у них себестоимость будет мильён за штуку.
Ну в общем уже всё ясно, не?
Короче.
Дальше события ускоряются. Всё в Союзе идёт так распрекрасно, что грех не расширяться. И не думать об охвате новых территорий, тел и душ. Вот тут-то им, касатикам, трындец и пришёл.
Но пришёл он не потому, что они занялись партийным строительством (да-да!) и начали организовывать первички по всей Сибири. У меня радикально иное мнение. Я почему-то уверен, что Идиатуллину в какой-то пиковый момент набрыдла эта дурная идея, и он просто решил быренько свернуть книжку. Написано уже много. Что написано много чуши, это неважно, он ведь всё же писатель не ради хобби, а за деньги, поэтому выхлоп быть обязан. Так что худо-бедно, а этот бред надо монетизировать. Значит, надо его закруглить на злобу дня.
Вот и. Партстроительство, интриги кремля, ненависть московских к местной самоуправе, в общем, ты на кого батон покрошил, сявка - и всему проекту «Союз» трындец пришёл буквально за неделю. Остановился автозавод (а к автомобилям уже совсем было собрались ещё и крылья присобачить), пропала совсеть, потухли голограммы. Рычев выторговал у хозяев страны иммунитет всему руководству проекта от уголовных и прочих разбирательств, что было весьма и весьма нелишне, см. выше про гестапо.
Тут и сказочке конец. На руинах остался принципиальный Алик с женой и сыном - просто пожить годик, обдумать как и чё дальше. Вроде ещё пара десятков осталось жителей, на подножном корму. Но оптимизму всегда есть место в наших сердцах, товарищи, ведь мы же советские!
Как-то так. Длинная книжка, зараза. И написана с длиннотами.
Ужаснее всего в книжке (хотя нет: в ней ужасно всё) диалоги, вынесенные в отдельные главки. Типа, откровения, проливающие свет и распахивающие дверь во внутренний мир героев. Например, Алик разговаривает с женой Элей. Алик разговаривает с Мак Санычем. Мак Саныч разговаривает со своим патроном в кремле. Итд итп. Диалоги написаны до того ужасно, что возникает полнейшее впечатление, что во всех этих диалогах разговаривают одни и те же два человека. Вернее даже не два, а один: автор. То есть, это как попытка моно трэк распихать по двум каналам, и думать, что получится стерео. А получается то же самое моно, только дующее в два уха, да ещё одним и тем же голосом.
В топку.